Не федеративные государства мира список. Страны зарубежной европы с федеративным устройством

Государство, как система политической власти, организующая и подчиняющая себе большие группы людей и территории, испытывала различные формы устройства.

Территориальная протяженность государства, национальности и народности, проживающие в нем, многообразие их культур и традиций, а также стремление власти учитывать интересы различных групп населения – все это привело к возникновению федерации.

Федерация – это форма государственного устройства, представляющая собой объединение отдельных государственных единиц (субъектов федерации) в целостную структуру. При этом каждое из входящих в ее состав государственных образований одновременно имеет некоторую политическую независимость от центра и подчиняется единым федеральным нормам.

Противоположным федерации понятием является унитарное государство . Под ним подразумевают такое государство, которое разделено на административно-территориальные части, не имеющие политической и юридической самостоятельности.

Федерацию не нужно путать с . Она, в отличие от первой, объединяет целые независимые государства.

Признаки федерации

Большинству федеративных государств свойственны следующие признаки:

    Два вида верховной власти: федеральная (центральная) и региональная (местная).

    Правовая независимость федеративных единиц. При обязательном подчинении общей Конституции субъекты федерации могут создавать собственные законодательные базы (местные конституции, уставы), иметь свою региональную символику власти: герб, гимн, флаг, — столицу и т.д. Однако государственным суверенитетом они не обладают.

    Территориальное деление на части: области, округа, штаты, республики, эмираты и т.д.

    Закрепление представительской функции за федеральной властью. Она ведет внешнеполитическую деятельность, представляет страну на мировой арене.

    Субъекты федерации не могут участвовать в международных отношениях, находясь в составе федерации.

Виды федерации

Классификация федераций разнообразна и имеет несколько ответвлений. Так, в зависимости от конституционно-правового статуса субъектов, федерация может быть:

  1. симметричная;
  2. ассиметричная.

В первом случае субъекты федерации равны по статусу, во втором – нет. Например, Соединенные Штаты Америки наделены одинаковыми правами, а регионы Российской Федерации, в состав которой включены как субъекты, не имеющие национального статуса, так и национальные республики и автономные округа, обладают разной степенью политических прав и свобод.

В соответствии с принципами территориального образования федерации делятся на:

  • территориальные (субъекты федерации объединяются по географическому признаку);
  • национальные (объединение по национальному признаку);
  • смешанные (комбинирование признаков).

По способу формирования среди федераций различают:

  • договорные (возникшие посредством заключения договора между государствами);
  • конституционные (в большинстве случаев преобразованные из унитарных государств на основе конституции).

По степени централизации федерации бывают:

  • централизованные (предусматривающие подчинение субъектов федерации центральной власти);
  • децентрализованные (в них центр отдает субъектам значительный объем власти).

Современные федерации

В настоящее время довольно большое число государств сформированы по федеративному принципу, среди них:

  • Федеративная Республика Германия;
  • Королевство Бельгия;
  • Исламская Республика;
  • Малайзия;
  • Объединённые Арабские Эмираты;
  • Республика Индия;
  • Судан;
  • Республика Эфиопия;
  • Канада;
  • Мексиканские Соединённые Штаты;
  • Австралийский Союз и др.

Основные признаки федеративного государства

В федеративном государстве, в отличие от унитарного , имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы , основные законы); они наделены правом принимать региональные законы ; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство , столица , герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета .

При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты , провинции , республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации , которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно. Например, в науке до сих пор нет единого подхода к тому, что представляет собой Европейский союз .

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

  • Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов , кантонов , республик .
  • В союзном государстве верховная законодательная , исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается союзной конституцией .
  • Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
  • В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.
  • Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США , ФРГ , Бразилия , Индия и др.).
  • Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура союзного парламента . Одна палата рассматривается как орган общесоюзного представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

Имитация федерализма

Теоретически возможна ситуация, когда колониальная империя может «замаскировать» себя под федерацию путём передачи некоторых административных функций и символов самостоятельности насильно присоединённым провинциям и объявления их составными частями федерации.

Виды федераций

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют симметричные и асимметричные федерации. В первых субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия , Соединённые Штаты Америки), во вторых - конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия , Федеративная Республика Бразилия). Вопрос о том, к какому из типов относят Российскую Федерацию , в науке спорен. В любом случае отмечается, что абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

«Мягкая федерация»

«Мягкая федерация» - федерация, субъекты которой имеют право сецессии . Предполагается, что таковой станет в будущем ныне конфедеративный Союз России и Белоруссии . Субъекты федераций могут сами быть федерациями (такие субъекты есть в федеративной Боснии и Герцеговине, а также были в СССР). Формально «мягкой федерацией» был Союз Советских Социалистических Республик . Право на выход из федерации имеют субъекты таких федеративных государств как Канада и Сент-Китс и Невис. Перед распадом СССР предполагалось, что «обновлённый» Союз Суверенных Государств будет также «мягкой федерацией».

Современные федеративные государства

Современные федеративные государства на карте мира

Смотреть что такое "Федеративные государства" в других словарях:

    Федерация (лат. foederatio объединение, союз) форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью. Содержание… … Википедия

    Federated States of Micronesia … Википедия

    См. также Государства члены ООН (список) В ООН в настоящее время входит 192 государства. Из международно признанных независимых государств в ООН не входит лишь Ватикан. Содержание 1 Первоначальные члены ООН 1.1 … Википедия

    - (Federative States of Micronesia) ФШМ, государство в западной части Тихого ок., в Микронезии, в арх. Каролинские о ва (Центральной и Вост. Каролины). 701,4 км². Население св. 103 тыс. человек (1992), главным образом микронезийцы различных… … Большой Энциклопедический словарь

    Основная статья: Организация Объединённых Наций Число государств членов ООН составляет 192 государства. Страна Число/месяц вступления Год вступления Примечание Австралия 1 ноября 1945 Австрия 14 декабря 1955 Азербайджан 2 … Википедия

    - (Federative States of Micronesia), ФШМ, государство в западной части Тихого океана, в Микронезии, в архипелаге Каролинские острова (Центральная и Восточная Каролины). 701,4 км2. Население 106 тыс. человек (1996), главным образом микронезийцы… … Энциклопедический словарь

    См. также Список государств членов ООН В ООН в настоящее время входит 193 государства. Из международно признанных независимых государств в ООН не входит лишь Ватикан, из частично признанных САДР, Палестина, Китайская Республика (Тай … Википедия

    Федеративные Штаты Микронезии - (Республика Микронезия) (Federated States of Micronesia)Federated States of Micronesia, объединение островных стран, расположенных на приблизительно 600 о вах в архипелаге Каролинские о ва в зап. части Тихого океана, к С. от экватора; пл. 701… … Страны мира. Словарь

Книги

  • Налоговые системы зарубежных стран. Учебник , Тютюрюков Николай Николаевич, Гурнак Александр Владимирович, Князева Анастасия Викторовна. Рассматривается налогообложение в зарубежных странах, с которыми Россия образует международные экономические блоки (ЕАЭС, БРИКС), и стран, которые наиболее тесно связаны торговыми отношениями…

Введение

На политической карте мира федерации составляют лишь одну восьмую часть из почти 200 государств. В то же время интерес, проявляемый к истории и развитию федеративной формы внутригосударственного устройства, несоизмерим с числом стран, ее избравших. К одному из наиболее часто упоминаемых преимуществ федеративного устройства государства относится его способность к изменениям, требуемым временем, и наличие целого ряда вариантов построения федерации. В этой связи нахождение единой модели федеративного устройства, которую можно было бы применить во всех федеративных государствах, представляется нереальным. Современный федерализм в том виде, в каком он представлен в ряде стран Европы, Америки, Азии и других континентов, является плодом длительного развития, результатом осуществления метода проб и ошибок.

В России также процесс формирования федерации продолжается, поскольку до сих пор неясно, какое разделение полномочий между центром и субъектами является оптимальным, будет ли федерация симметричной или ассиметричной.

Цель курсовой работы - анализ истории возникновения и развития федераций в новое и новейшее время в мире.

1. Дать общее понятие федерации, охарактеризовать их положение на современной карте мира.

2. Разделить существующие федерации на группы и характеризовать их особенности.

При написании курсовой работы были использованы учебные пособия и публикации по конституционному праву зарубежных стран и некоторые публикации по федерализму.

Федеративные государства на современной карте мира

Федеративное государство (федерация) - (от позднелат. Foederatio - союз, объединение) форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы.

В настоящее время существует около 200 суверенных государств, и только 25 из них являются федерациями. Но какую роль занимают они в современном мире? На этот вопрос можно ответить однозначно - их значение для современного общества неоценимо.

Большинство федераций - крупные и средние государства, в которых в совокупности проживает около трети населения Земли. Из этих двадцати трех государств 1 является всемирным банковским центром (Швейцария), 4 входят в “большую восьмерку” (США, Россия, Канада, Германия), 6 имеют высокий уровень экономического развития (РФ, Австралия, Австрия, Бельгия, Малайзия, ОАЭ). Однако есть и отсталые государства, где промышленность развита крайне слабо (Нигерия) или ее вообще нет (Коморские Острова).

Федеративные государства имеются на всех континентах и, как правило, занимают там лидирующие позиции.

В 2011 г. в мире насчитывалось 25 федерации, что составляло 12 % от общего числа независимых государств мира (в 1901 г. - 10 %). Европа, Азия и Америка на рубеже XX и XXI веков остаются регионами наибольшего распространения федерализма (по 6 федераций). В Азии располагаются две экзотические федерации монархий - ОАЭ и Малайзия. Наконец, 4 - в Африке, 2 - в Австралии и Океании.

Таблица 1. Страны с федеративным административно-территориальным устройством

Австрийская Республика, Королевство Бельгия, Российская Федерация, ФРГ, Швейцарская Конфедерация, Босния и Герцеговина

Республика Индия, Федерация Малайзия, Союз Мьянма, ОАЭ, Исламская Республика Пакистан, Республика Ирак

Федеративная Исламская Республика Коморские острова, Федеративная Республика Нигерия, Эфиопия, Танзания

Федеративная Республика Бразилия, Боливарианская Республика Венесуэла, Канада, Мексиканские Соединенные Штаты, США, Аргентинская Республика, Федерация Сент-Кристофер и Невис

Австралия и Океания

Австралия, Федеративные Штаты Микронезии

При этом целый ряд федераций, существовавших в прошлом, оказались нежизнеспособными и распались.

Таблица 2. Федерации, существовавшие в прошлом

государство

Республика соединенных провинций

Федеративная Республика Испания

Союз Советских Социалистических Республик

Социалистическая Федеративная Республика Югославия

Чехословацкая Социалистическая Республика

Союзная Республика Югославия

Федеративные Малайские Штаты

Малайский Союз

Федерация Малайзия

Соединённые Штаты Индонезии

Федерация Южной Аравии

Французская Западная Африка

Французская Экваториальная Африка

Соединённое Королевство Ливия

Федерация Родезии и Ньясаленда

Объединённая Арабская Республика

Малийская Федерация

Федеративная Республика Камерун

Южно-Африканская республика

Великая Колумбия

Соединённые Провинции Центральной Америки

Конфедеративные Штаты Америки

Новая Гранада

Вест-Индская Федерация

Сравнение показывает, что на сегодняшний день распавшихся федераций больше, чем существующих, а больше всех с такой формой государственного устройства неудачно экспериментировали страны Африки и Азии.

Некоторые специалисты считают, что можно выделить несколько типов федераций , характерных специфическими траекториями развития. На 25 “конституционных” федераций набирается не менее чем 7 типов.

Западноевропейский ” тип: Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария - старые западноевропейские демократии, связанные (Бельгия, Швейцария) или не связанные с национальной структурой расселения, с длительными традициями самоуправления или независимой государственности составных частей, устойчивым соотношением между политической и этнической идентичностью.

Североамериканский ” тип: США, Канада, Австралия - старые англоязычные “переселенческие” федерации, созданные “снизу” в ходе строительства либеральной демократии, мало связанные с этническими и иными социальными различиями, с устойчивой политической идентичностью, высокой децентрализацией государственной власти.

Латиноамериканский ” тип: Мексика, Аргентина, Венесуэла, Бразилия - старые “переселенческие” федерации, созданные “сверху” в результате распада испанской и португальской империй из частей их колоний, не связанные с этническими различиями, асимметричные, с большим числом субъектов и высокой централизацией государственной власти, сочетающейся с развитыми институтами самоуправления в субъектах. Многочисленность регионов и асимметричность федерации - создание новых полноправных субъектов из территорий или путем деления “старых” штатов, особенно в районах нового освоения - традиционно использовались в латиноамериканских странах как клапаны для регулирования внутрифедеральных отношений и социальной напряженности.

Островной ” тип: Федеративные Штаты Микронезии, Сент-Китс и Невис, Коморские острова - молодые островные федерации, созданные в результате распада колониальных империй, асимметричные и слабо интегрированные.

Афро-азиатский ” тип: Индия, Малайзия, ОАЭ, ранее ЮАР - молодые, но устойчивые централизованные федерации, созданные “сверху” на базе компромисса между элитами существовавших прежде федеральных государств и/или национальными элитами регионов, ставших субъектами федерации, высоко асимметричные, с сильными различиями в потенциале регионов, как правило, с сохранением существенных элементов авторитарного правления в центре и на местах.

Нигерийский ” тип: Нигерия, Пакистан, Эфиопия, Мьянма - молодые высокоцентрализованные федерации с неустойчивыми авторитарными режимами, возникшие в результате деколонизации, в которых принципы федеративного устройства использованы центральными властями (“сверху) как средство сохранения единства разнородных в этническом, социальном и экономическом отношении регионов, асимметричные, со слабыми и формальными институтами самоуправления на местах, узаконенным частым вмешательством центра в дела регионов, вплоть до коренной перекройки границ между ними

Посткоммунистический ” тип: Российская Федерация, ранее Югославия - страны, которым федерация досталась в наследство от коммунистического режима, причем реформирование затруднено целым рядом институциональных проблем.

Чтобы понять, какие государства являются федеративными, нужно обратиться к их конституциям. При этом имеется определенный набор формальных признаков, по которым определяется, насколько справедливо именование той или иной страны федерацией.

Признаки федерации

Обязательным признаком такой формы является наличие субъектов, имеющих определенную степень самостоятельности по отношению к центральному правительству. Степень автономии регулируется в каждом отдельном случае федеративным договором. Но в любом случае не обладает суверенитетом.

Примерами федеративных государств служат Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Канада, Бразилия, Германия, Индия, Австралия, Мексика, Объединенные Арабские Эмираты, Бельгия и Австрия. Однако стоит учесть, что этими странами список не исчерпывается. Каждая из них имеет собственные традиции в распределении полномочий между центром и субъектом.

Виды федеративных государств

Список стран, имеющих федеративное устройство, насчитывает 28 государств. Каждое из них может быть отнесено либо к симметричной, либо к асимметричной форме государственного устройства.

Отличительной чертой симметричных федераций является равноправие всех субъектов. Они имеют одинаковые названия, одинаковые в своей структуре органы государственной власти и равный уровень автономии. Наиболее яркими примерами являются Австрия, Германия и США.

Стоит отметить, что далеко не каждое государство может успешно существовать в статусе симметричной федерации. Большинство из них достаточно разнородны на своей территории, и каждый субъект может иметь отличные от своих соседей традиции в политике и экономике.

Асимметричная федерация

Асимметричными федерациями являются Индия, Бразилия, Танзания и Канада, так как субъекты этих федераций имеют отличные друг от друга названия и разный статус в системе государственного управления.

Некоторые исследователи считают, что Россия также входит в список федеративных стран и государств с ассиметричным устройством. Однако здесь необходимы некоторые уточнения. Несмотря на разный статус краев, республик, областей и автономных областей, каждый субъект имеет те же полномочия, что и сходный с ним по статусу. То есть все края равны между собой и занимают одинаковые позиции в государственном управлении. Это касается и всех республик, и автономных округов.

Федеративные государства мира

Разобравшись с особенностями федераций, стоит дать исчерпывающий список стран и государств, федеративные основы которых не вызывают сомнений.

В Европе к таким относят:

  • Россию,
  • Австрию,
  • Германию,
  • Швейцарию,
  • Боснию и Герцеговину,
  • Бельгию.

Список федеративных стран и государств Азии выглядит следующим образом:

  • Пакистан,
  • Малайзия,
  • Объединенные Арабские Эмираты,
  • Индия,
  • Ирак,
  • Непал,
  • Мьянма.

В Африке тоже существуют государства с федеративным устройством. К ним относят:

  • Судан,
  • Эфиопию,
  • Нигерию,
  • Сомали.

Республика Сомали достойна отдельного упоминания, так как имеет некоторые проблемы с государственностью. В результате гражданской войны страна фактически прекратила существование как единое целое, и на ее месте появились различные квазигосударственные образования. Некоторые из них претендуют на полную независимость, а другие - лишь на значительную степень автономии в пределах одного государства.

В Америке к федеративным государствам относят:

  • Аргентину,
  • Венесуэлу,
  • Канаду,
  • Мексику,
  • Бразилию,
  • Сент-Китс и Невис.

Кроме того, Австралия и тоже являются федерациями.

Таким образом, государство может быть федеративным или унитарным. В первом случае выделяют симметричные и асимметричные формы устройства. В основе такого деления лежит степень равноправия субъектов.

Федеративное государство — это наиболее важная тема в обществознании, которую надо серьезно изучать. Да что там в обществознании, в вузах эту тему изучают от семестра до года! Поэтому неудивительно, что я не смогу вам тут дать полный обзор темы. Между тем, важные принципы федерализма, как принципа государственно-территориального деления государства мы сможем вам разъяснить кратко и понятно, чтобы вы сдали егэ на максимальный балл.

Понятие

Федеративное государство — это форма государственно-территориального устройства, при котором сосуществуют два уровня власти: федеральный и местный, и государство при этом делится на субъекты, которые имеют самостоятельность в области внутренней политики на своей территории.

Вот такое довольно мудреное определение. На самом же деле, все довольно просто: государство делится не просто на административно-территориальные единицы, а на субъекты, которые могут принимать свои законы, не противоречащие Конституции.

Федеративное государство обычно имеет такие признаки:

Дублирование субъектами федеральных органов власти, или по-научному — двухуровневая система органов власти: на федеральный уровень и местный. Что это означает? Например, есть вот у нас парламент — Федеральное собрание, которое принимает законы на Федеральном уровне. А в каком-нибудь Новосибирске есть свое Законодательное собрание, которое принимает законы по Новосибирской области. Более того, в составе федерации могут быть даже республики, со своей конституцией, которая, понятно, не может противоречить государственной Конституции.

Двухпалатный парламент, одна палата которого формируется путем прямых выборов, а другая формируется из представителей субъектов. В России Федеральное собрание состоит из Госдумы, нижней палаты, и Совета Федерации, верхней.

Финансовая зависимость субъектов от федеральных властей. Потому что федеральный бюджет распределяет средства на федеральные нужды, например на зарплаты работников государственных школ, или иных государственных органов и служб.

Понятно, что суверенитет не признается за субъектами. Это попросту невозможно. Также можно сказать, что федеративное государство — это государство, в котором осуществляется принцип федерализма. В них входит:

  • Государственная целостность Российской Федерации. Все интересы федерации представляют федеральные органы власти и их представители.
  • Равноправие и самоопределение народов РФ. То есть никто не может быть дискриминирован на основании принадлежности того или иного этноса. К примеру, приходят устраиваться на работу русский и калмык, так вот на работу должны принять того претендента, у кого лучше квафиликация, а не по принципу принадлежности к тому или иному народу.
  • Равноправие субъектов. Тут понятно, что все они равны, например, в плане дотаций из бюджета. Хотя на деле, больше всего денег оседает в Москве и Петербурге.
  • Единство системы органов власти.
  • Разграничение функций между федеральным уровнем власти и местным. Кстати, именно это разграничение частенько проверяется в тестах егэ по обществознанию.

Понятно, что все федерации разные. К примеру, США возникли «снизу», когда все штаты достигли договоренности жить в одном государстве и все они участвовали в выработке конституции. В России же решение о том, что она будет федерацией было принято на самом верху. Там же была выработана современная конституция, которая и была принята на референдуме в декабре 1993 года всенародным голосованием.

А вообще сравнение разных стран — тема отдельной статьи. От себя хочу сказать, что наиболее полно эта тема раскрыта в видеоуроках и на вебинарах . Так что добро пожаловать.

С уважением, Андрей Пучков