Типы экономических систем: рыночная экономика, традиционная экономика, административно-командная экономика, сме­шанная экономика. Что такое экономические системы Общие основы экономических систем

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. Теоретические основы экономической системы………………….…..4

1.1. Понятие экономической системы…………………………………………...4

1.2. Типы экономических систем………...………………………………………6

Глава 2. Модели экономических систем и их характеристика……………….15

2.1. Модели экономических систем: отличия, особенности, недостатки……15

2.2.Сравнительный анализ китайской и российской модели………………...29

Глава 3. Перспективы развития российской экономики…………………...…34

3.1 Основные черты современной экономики………………………………..34

Заключение………………………………………………………………………38

Список использованной литературы…………………………………………...41

ВВЕДЕНИЕ

Всякое общество является системой (экономической, политической, социальной и т. д.) и поэтому понять его можно только на основе системного изучения, предполагающего интеграцию различных научных школ и дисциплин в том числе и экономической теории .

Объектом экономической теории выступает хозяйственная жизнь общества – та сфера человеческой деятельности, которая является обязательным условием существования человека, самого бытия человека, его реализации в труде. Труд представляет собой субъективно-объективный процесс, явление осознанное и сознательно организованное в различных экономических системах. Поэтому проблема рационального управления хозяйственной жизнью общества на основе познания и использования экономических законов в реальной практике остается важнейшей на все времена.


Экономической системой называется установленная и действующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта .

Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности , не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.

Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики. .

Данные изложенные обстоятельства предопределили актуальность и выбор темы данной работы.

Целью настоящей работы является исследование моделей экономических систем.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

· изучить понятие экономической системы; рассмотреть отдельные типы экономических систем;

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ – полученные предприятиями доходы – решало Министерство финансов;

ЧТО СТРОИТЬ – для развития производства – определял Государственный комитет по строительству;

СОЛЬКО ДЕНЕГ и на какие цели взять в банке – устанавливал один из отраслевых государственных банков ;

ЧТО ПРОДАТЬ за рубеж или купить там–решало Министерство внешней торговли .

Государство может командовать использованием экономических ресурсов только в том случае, если закон ограничивает право частного собственника на самостоятельное распоряжение принадлежащими ему ресурсами.

Если все ресурсы (факторы производства) объявляются общенародной собственностью, а реально ими полновластно распоряжаются государственные и партийные чиновники, то это влечет очень опасные экономические последствия. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсы, насколько результат их труда действительно нужен обществу. Важнее становятся другие критерии:

а) для предприятий – степень выполнения и перевыполнения плановых заданий по производству товаров. Именно за это руководителей предприятий награждали орденами и назначали министрами. Неважно, что эти товары могли быть совсем неинтересны покупателям, которые – будь у них свобода выбора – предпочли бы иные блага. Равным образом никого не волновало, что на изготовление этих товаров обычно тратилось непомерно много ресурсов, а сам товар оказывался слишком дорогим. Все равно покупатель, в конце концов, был вынужден приобретать, скажем, уродливый мебельный гарнитур или безумно громоздкий станок. У людей не имелось альтернативы – другой мебели не было, а приобретение такого станка прямо предписывалось предприятиям планом, и на это выделялись деньги;

Структура экономики стран с традиционными системами является многоукладной. Доминирующее положение занимает мелкое товарное производство, которое представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами. Сохраняется и замкнутое натуральное производство.

Административно-командная система (АКС) ведет свое историческое происхождение от азиатского способа производства, который был широко распространен на ранних этапах развития человечества. Ввиду того, что он существовал не только в государствах Азии (Китай, Индия, Египет), но и на других континентах (например, государства инков, ацтеков, майя), правильнее его называть государственным способом производства. Такие черты современной АКС, как централизация в руках единого экономического центра подавляющей части производственных ресурсов и прибавочного продукта, организация и финансирование им огромных строек, принудительный характер труда, антидемократическое устройство общества, наличие огромного бюрократического и репрессивного аппарата, прямо унаследованы от государственного способа производства прошлых эпох.

Наиболее последовательно все признаки АКС в XX столетии сформулировались в СССР. Их впоследствии он настойчиво насаждал и в других социалистических странах. Основные черты АКС:

На протяжении 70 лет в нынешнем столетии проходил никем сознательно не планировавшийся общемировой социально-экономический эксперимент - параллельное функционирование и сравнение двух общественных систем, базирующихся на противоположных формах собственности и механизмах координации хозяйственной деятельности. После второй мировой войны этот эксперимент продолжился в более «чистых» условиях, когда эти системы начали формироваться при равных исходных потенциалах одной страны, расколовшейся на два государства (Германия, Корея). Сравнение результатов развития двух групп государств с различной социально-экономической ориентацией убедительно доказало преимущество экономических систем, базирующихся на частной собственности, свободном предпринимательстве и рыночном механизме регуляции производства, по сравнению с административно-командными системами.

Некоторые исследователи называют в качестве достоинства способность стран с АКС мобилизовать в сжатые сроки ресурсы и сконцентрировать их в руках государства для достижения поставленных целей, особенно в экстремальных условиях. В качестве аргумента этого положения обычно используют невиданные в истории темпы индустриализации СССР, быстрое наращивание военной продукции в годы Великой Отечественной войны или достижение военного паритета с США в 60-70-е годы. Но не следует забывать, что, во-первых, в основе этих прорывов лежали не только экономические факторы, но и великая идея, объединившая народ (вера в социализм или защита страны), и, во-вторы-х, учитывать ту цену, которую платит народ за этот рывок, и соизмерять ее с результатом. Косвенным показателем этой цены являются следующие данные: по расчетам ООН, СССР в 1985 году по производству ВВП на душу населения занимал 68-е место в мире, а по среднедушевому потреблению - 77-е место. По сравнению с США средне-душевое потребление в СССР составляло всего 25,8% .

Крах АКС в конце 80-х годов явился закономерным результатом ее нежизнеспособности в результате отсутствия внутренних побудительных мотивов к эффективному использованию ресурсов, освоению достижений НТП, повышению качества продукции, а следовательно, и неспособности ее обеспечить рост уровня и качество жизни населения.

Рыночная система является в настоящее время преобладающей формой организации общественного производства в странах с высоким и средним уровнем развития экономики. Прародительницей рыночной экономики является античный способ производства, где впервые системно сформировалась частная собственность на средства производства и продукты труда, децентрализованное семейное хозяйство и рыночная форма связи между производителями и потребителями .

В чистом виде рыночная система имеет следующие черты:

Собственность на факторы производства распылена среди многих независимых субъектов, каждый из которых самостоятельно принимает решение о том, что, как и сколько ему производить, чтобы получить максимум дохода;

Разрозненные решения многих миллионов людей, каждый из которых заботится лишь о своей выгоде, не только не ведут к хаосу, а стихийно формируют механизм для неосознанной координации деятельности хозяйствующих субъектов через систему цен и рынков. Производители и потребители, продавцы и покупатели выступают как равноправные партнеры, оказывающие давление друг на друга вследствие противоположности своих интересов. При обмене товаров они вынуждены идти на взаимные уступки, уравновешивая свои интересы при определении уровня цены. Каждый акт купли-продажи является своеобразным договором партнеров, свидетельствующим о достижении паритета их интересов. Поэтому рыночную систему называют еще договорной. Таким образом, конкурентная борьба многих независимых субъектов не дает возможности извлечь одностороннюю выгоду и принуждает их более полно учитывать потребности друг друга, что обеспечивает связь частных и общественных интересов;

Необходимую для принятия решения информацию участники рыночной экономики получают через цены, с которыми производители сравнивают свои издержки производства и определяют размер прибыли, а потребители, исходя из своих доходен, решают, сколько они купят различных товаров. Суммируясь, эти решения и формируют спрос и предложение товаров, стремление к их уравновешиванию через "изменение цены. Следовательно, рыночный механизм регулирования общественного производства - это механизм свободного ценообразования или, точнее, это взаимосвязанное непрерывное движение объемов спроса , предложения и цен .

Рыночная система обладает неоспоримыми преимуществами по сравнению с АКС, к числу ее достоинств следует отнести: 1) наличие внутренних мотивационных стимулов хозяйственной активности всех субъектов, что обеспечивает саморазвитие и динамичность экономики ; 2) высокая адаптивная способность к меняющимся условиям, к восстановлению нарушенного равновесия; 3) хорошая восприимчивость к НТП, что обеспечивает рост производительности труда, снижение издержек производства, непрерывное повышение эффективности производства;

4) нацеленность производства на потребителя, на более полный учет и удовлетворение его потребностей путем повышения качества и дифференциации продуктов и услуг.

Однако рыночный механизм, обеспечивающий экономический прогресс, не представляет собой сплошную идиллию. Это безличный, а следовательно, бездушный и весьма жесткий механизм, он ставит перед каждым человеком высокие требования, и только соответствие практических действий этим требованиям позволяет достичь поставленных целей. Он как бы предоставляет всем равные возможности проявить свои способности и предприимчивость, но результат всецело будет зависеть от того,- как каждый сумеет воспользоваться этими возможностями. Отражением этих субъективных процессов в общественном сознании является сформировавшееся в западных странах отрицательное и осуждающее отношение к бездеятельной бедности.

Обладая значительными преимуществами перед другими системами, рыночная экономика имеет ряд существенных недостатков: 1) самопроизвольное затухание конкурентной борьбы в результате концентрации производства и возникновения тенденций к его монополизации; 2) рыночный механизм образования доходов не является всеобщим и единственным даже при его идеальном состоянии, он распространяется только на владельцев материальных факторов и трудоспособных членов общества, а доходы всех групп нетрудоспособного населения (несовершеннолетних, престарелых, инвалидов, безработных, больных) образуются нерыночным способом; 3) значительное неравенство в распределении доходов, не связанное с различиями в способностях или трудовых усилиях людей. Речь идет о неравенстве, обусловленном различиями в имущественном положении классов и прослоек населения, что вызывает социальные конфликты; 4) циклическое развитие рыночной экономики, периодически возникающие кризисы, в ходе которых наблюдается недогрузка производственных мощностей и Массовая безработица ; 5) рыночный механизм очень эффективен при решении краткосрочных проектов, обещающих получение высоких доходов, но на его основе невозможно развивать долгосрочные и капиталоемкие программы по развитию инфраструктуры, фундаментальных научных исследований, охране окружающей среды. .

Указанные недостатки свидетельствуют о том, что рыночная экономика не является идеальной системой. Но высокоразвитые страны уже накопили богатый опыт смягчения ее отрицательных сторон с помощью государственного вмешательства в экономические процессы.

Модель экономики США

Модель экономики США характеризуется такими принципиальными чертами, как глобализация бизнеса и информационная революция. Глобализация бизнеса означает интеграцию страны и ее хозяйствующих субъектов в мировую экономику. Уже сейчас свыше половины доходов крупных американских корпораций создается за рубежом: огромное значение приобрел процесс развития внешней торговли и иностранного инвестирования. В свою очередь США также получают передовые зарубежные инвестиционные товары и технологии; в стране действуют многочисленные филиалы и дочерние компании европейских и японских фирм. Если в конце 1970-х гг. внешней торговлей было связано около 17% экономики США, то к концу 1990-х годов американская экономика уже на четверть зависит от экспорта. Сильные внешнеполитические позиции США, лидерство американской модели развития экономики определяют лидерство США в процессе глобализации. Ни одна другая страна мира пока не в состоянии противопоставить более успешную модель роста. США получают преимущества даже оттого, что прежние экономические теории во все времена считались недопустимыми .

9. понимание своего места;

10. желание учиться.

Для Японии характерен длительный рабочий день. В среднем мужчина проводит на работе 57,7 часа в неделю, больше американцев и западноевропейцев на 10 часов .

В компаниях не отмечаются резкие разрывы в оплате. После вычета налогов средний оклад директора-распорядителя примерно в 10 раз превышает заработок самого низкооплачиваемого работника, тогда как в США - в среднем в 100 раз .

Своеобразное положение в трудовых отношениях занимает женская рабочая сила. Руководство многих компаний рассматривает женский персонал как сугубо "расходный материал". В неблагоприятных экономических условиях именно эта категория работников первой попадает под сокращение. В государственной статистике женщины проходят как домохозяйки, поэтому, когда они теряют работу, их не включают в число безработных. Данный незамысловатый прием позволяет удерживать официальные показатели безработицы на низком уровне. Средний уровень оплаты японских женщин в два раза ниже, чем мужчин. Однако японские женщины сумели совместить семью и карьеру, вследствие чего разводы в Японии очень редки.

На социокультурных традициях базируется система образования, подготовки и переподготовки кадров. По этому Японии больше учёных, чем во всей Европе.

Благодаря принятию всех этих принципов и ценностей в начале 50-х годов, в разрушенной и ослабленной Японии начался быстрый экономический рост, по уровню которого она обогнала все капиталистические страны. Ускорению роста способствовало:

Во-первых, широкое обновление изношенного и устаревшего заводского оборудования. Теперь в Японии 2/3 оборудования - новейшее из достижений НТП. Страна расширяет собственные научно-технические исследования .

Во-вторых, одним из решающих факторов стала жесточайшая эксплуатация рабочего класса.

В-третьих, государственно-монополистический капитализм всемерно способствовал перестройке японской промышленности: государство приняло на себя значительную часть расходов по реконструкции и новому строительству предприятий, предоставила монополиям налоговые льготы и широкий кредит.

В-четвёртых, когда расходы на армию были малы, государство имело возможность вкладывать деньги в промышленность, но под давлением реакционных сил Японии пришлось возрождать военно-промышленный комплекс, что привело к оттоку средств из хозяйства.

Сейчас промышленность Японии специализируется на переработке импортного сырья и разработке высоких технологий.

Шведская модель экономики

Термин “шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире. Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный смысл в зависимости оттого, что в него вкладывается. Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления. Другая характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда. .

На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.

Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики.

Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

Наконец, в самом широком смысле шведская модель - это весь комплекс социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие “шведская модель” не имеет однозначного толкования.

Основными целями модели, как уже отмечалось, в течение длительного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более полувека – с 1932 г. (за исключением гг.) - у власти находится Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ). В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции, что усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом - активный ее сторонник. Стремление к равенству сильно развито в Швеции. Когда лидер социал-демократов Пер Альбин Ханссон в 1928 г. выдвинул концепцию Швеции как “дома народа”, где говорилось об общности интересов нации в создании общего дома, большие группы населения вне рабочего движения смогли принять его взгляды. В Швеции социал-демократические идеи привлекают значительную часть средних слоев . .

К числу специфических факторов, присущих именно Швеции, надо отнести неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814г., неучастие в обеих мировых войнах, рекордное по продолжительности пребывание у власти Социал-демократической рабочей партии, исторические традиции мирных способов перехода к новым формациям, в частности от феодализма к капитализму, длительные благоприятные и стабильные условия развития экономики, доминирование реформизма в рабочем движении, утвердившем эти принципы в своих отношениях с капиталом (их символом стали соглашения между руководством профсоюзов и предпринимателями в Сальтшебадене в 1938 г.), поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон.

На экономическое развитие определенное влияние оказали культура и исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия по производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания - “Струра Коппарберг” (основанная более 700 лет назад) появилась в Швеции и до сих пор входит в дюжину крупнейших экспортеров страны.

Успешное функционирование экономической системы зависит от динамики цен, конкурентоспособности шведской промышленности и экономического роста. В частности, инфляция - угроза как равенству, так и конкурентоспособности шведской экономики. Следовательно, должны использоваться такие методы поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции и отрицательному воздействию на экономику. Как показала практика, дилемма между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской модели .

С середины 70-х годов в связи с обострением конкурентной борьбы на внешних рынках и глубоким экономическим кризисом положение страны заметно осложнилось, и шведская модель стала давать осечку. В частности некоторые отрасли промышленности, попавшие в глубокий структурный кризис, стали получать государственную помощь, причем в очень большом масштабе. Но, не смотря на мрачные прогнозы многих экономистов, Швеция смогла выйти из кризиса. Продолжающийся с 1983 г. непрерывный экономический подъем показал, что шведская модель смогла приспособиться к изменившимся условиям и показала свою жизнеспособность.

Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды . Это привело к очень большой роли государства в Швеции в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через налоги и государственные расходы , достигшие рекордных уровней. В реформистской идеологии такая деятельность получила название “функциональный социализм”.

2.2 Сравнительный анализ китайской и российской моделей

Развитие китайско-российских торгово-экономических отношений – это настоятельная необходимость, диктуемая китайско-российскими отношениями стратегического партнерства в политической сфере. Достигнутый в 2006 г. уровень экспортно-импортных операций, который составил 2% от общего объема китайской внешней торговли, не только не идет ни в какое сравнение с боле чем 50% в 50-е годы, но и не достигает уровня, которого требует руководство обеих стран, - 5%. Если положение не изменится, то появится опасность возникновения "пустотелости" отношений стратегического партнерства. Китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество охватывает не только торговлю, оно должно включать и другие области, дополненные научно-техническим сотрудничеством. Только так можно достичь требуемого уровня - не ниже 5% в общем объеме китайской внешней торговли. В противном случае нельзя будет говорить об устойчивых и прочных отношениях стратегического партнерства между двумя странами в политической области, а также о дальнейшем их развитии и укреплении.
Развитие китайско-российских торгово-экономических отношений - это настоятельная необходимость, диктуемая в экономической области отношениями стратегического сотрудничества и партнерства, исходящими из условий взаимной выгоды и взаимной дополняемости. Географическое положение и очень значительная дополняемость в производстве стали теми естественными преимуществами) на основе которых могут строиться стратегические отношения взаимной выгоды и взаимодополняемости в экономике.
Развитие китайско-российских торгово-экономических отношений настоятельно необходимо для защиты экономической безопасности Китая и России. Современные социально-экономические процессы предполагают объединить усилия двух стран для совместного освоения нефтяных и лесных ресурсов и поставить эту задачу в число важнейших для правительств обеих стран, чтобы обеспечить постоянный рост валютных поступлений России и удовлетворить неуклонно растущие потребности Китая в нефти и лесе.
Развитие китайско-российских торгово-экономических отношений настоятельно необходимо для защиты экономической безопасности Китая и России. Экономической безопасности России угрожают нехватка валюты и пассивный баланс экспортно-импортных операций, экономической безопасности Китая угрожает нехватка нефти, леса и природного газа. Отсюда вытекает необходимость усиления экономического и торгового сотрудничества между двумя странами. Россия может обращать в валюту свои природные богатства, а Китай обменивать на сырье свои финансовые и людские ресурсы.
Развитие китайско-российских торгово-экономических отношений необходимо для реорганизации отраслевой структуры в Китае и России. В стратегии развития России выдвигается мысль об ускорении освоения восточных регионов и превращении их в новую базу подъема российской экономики. Это представляет редкую возможность для отраслевой реструктуризации и широкомасштабного развития экономики и торговли двух стран.
Китай нуждается в производимом в России оборудовании и продукции обрабатывающей промышленности в области военной, космической,. авиационной и судостроительной отраслей. Радует, что Китай и Россия договорились о создании двух центров научно-технического сотрудничества в провинции Шаньдун (город Яньтай) и провинции Хэйлунцзян (город Харбин). Предлагается в ходе совместного сотрудничества на основе высоких технологий производить самолеты гражданского и военного назначения, косметические летательные аппараты и военное оборудование, газовые турбины и другое крупное оборудование гражданского назначения. Сотрудничество может быть осуществлено на таких условиях: Россия выделяет в качестве своей доли технику и технологии, а Китай предлагает денежные средства, рынок для совместного освоения и совместного производства.
Совместное освоение запасов нефти и газа в России
Речь идет об ускоренном освоении богатейших запасов нефти и газа в России, прокладке трубопроводов для поставки нефти и газа в Китай за счет предоставляемых Китаем капиталов и рабочей силы. При таком варианте в ближайшие 10 лет Китай смог бы получать ежегодно 50 млн. тонн сырой нефти и 10 млрд. кубометров природного газа, а Россия - более 10 млрд. ам. долл. или товаров на эту сумму.
Совместное освоение лесных ресурсов России
Россия обладает одной четвертой всех мировых запасов древесины, производит ежегодно древесины в 2 раза больше Китая. После принятия программы охраны природных лесонасаждений Китай сократил производство древесины, а потребность в ней растет. Предлагается, чтобы Россия увеличила свое производство и экспорт древесины в Китай с нынешних нескольких миллионов кубометров до нескольких десятков миллионов кубометров в год, увеличив тем самым свои валютные поступления до 10 млрд. ам. долл. Для удовлетворения этих потребностей Россия ежегодно будет расходовать только часть естественного прироста леса, это никак не повлияет на экологию. С другой стороны, в Китае только на Северо-Востоке имеется несколько сот тысяч свободных лесорубов.
Совместное освоение земельных ресурсов
Россия занимает первое в мире место по территории, а по размеру пахотной земли на душу населения превышает Китай в 10 раз. Однако вследствие влияния таких факторов, как нехватка рабочей силы в сельском хозяйстве , недостатки механизма управления и использования научных достижений в производстве ощущается нехватка продукции сельского хозяйства, на ее импорт приходится тратить валюту. В Китае же, где отмечается наименьшая в мире площадь на душу населения и огромный избыток рабочей силы, наработана достаточно передовая технология сельскохозяйственного производства. Население России за последние 10 лет сократилось более чем на 6 млн. чел., одна только Сибирь испытывает острую потребность в рабочей силы - около 5 млн. человек. В этой ситуации выходом из положения могло бы быть использование качественной, дешевой и многочисленной китайской рабочей силы ля участия в освоении обширных районов восточной части России, особенно в форме подряда на обработку земли для выращивания зерновых, овощей, фруктов, а также в животноводстве. Если бы Китай экспортировал 1 млн. человек рабочей силы, то это было бы менее 1% населения России, но обеспечило бы обработку около 10% пахотных земель, с которых можно получить продукции на 10 млрд. ам. долл. Китай и Россия занимают 1/6 территории земного шара, их население составляет 1/5 населения планеты. Фактически подобное сотрудничество в настоящее время непрерывно расширяется в пограничных районах. Если бы его можно было поднять на государственный уровень, то это стало бы мощным стимулом для ускорения развития экономики обеих стран.
Совместное создание районов свободной торговли, торговых зон взаимных рынков и районов совместного освоения
Условия для этого развития прекрасны. Они обеспечиваются большой протяженностью наших границ, многочисленными пунктами пропуска на границе и огромными потенциальными возможностями торговли. В самое ближайшее время необходимо решить ряд вопросов: в приграничных районах, особенно там, где имеются парные пункты пропуска и удобные пути сообщения, организовать зоны свободной торговли , торговые зоны взаимных рынков, районы экономического освоения. Сюда относится и спорная территория - участок площадью в 400 кв. км на островах Б. Уссурийский и Тарабарова, которую можно было бы, отложив споры, совместно использовать для создания особой торговой зоны или свободного порта. Таким образом, Китай и Россия могли бы избежать налогообложения или сократить налогообложение при проведении экспортно-импортных операций, чтобы расширить масштабы торгово-экономической деятельности.

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

3.1. Экономика России. Основные черты российской экономики

Россия подверглась существенным экономическим изменениям со времен развала Советского Союза и развивалась последние 20 лет по пути от глобально изолированной, централизованно планируемой экономики к рыночной, глобально интегрированной экономической системе. В ходе экономических реформ в 1990-ых было приватизировано большинство промышленных предприятий. Между тем, защита прав собственности в России все еще слаба, и частный сектор подвергается значительному вмешательству со стороны государства .

Перемены начала 1990-х годов не могли не сказаться на экономике страны, в следствие чего ВВП России на протяжении более чем 5 лет постоянно снижался. После распада СССР, первый незначительный экономический рост в России произошел только в 1997 году. В 1997 году, однако, начался азиатский финансовый кризис, который отрицательно сказался на российской экономике. Это привело к тому, что в 1998 году Правительство России не смогло в полной мере обеспечить выплату по долгам, а последовавшее за этим резкое падение курса рубля значительно снизило и без того низкий уровень жизни простых граждан. Таким образом, 1998 год остался в истории как год кризиса и большого оттока капиталов из страны .

Несмотря на столь значительный спад, уже в 1999 году российская экономика начала восстанавливаться. Главным стимулом экономического роста стал очень низкий курс рубля по отношению к ведущим мировым валютам, что очень положительно сказалось на производстве внутри страны и экспорте. Затем для страны наступила эра стабильного экономического роста. Стабильный экономический рост в последние годы стал возможен, в первую очередь, благодаря высоким ценам на нефть, в сочетании со структурными реформами, проведенными Правительством России в годах. Рост ВВП стал причиной роста уверенности деловых кругов и простых потребителей в более благоприятном экономическом будущем России, в следствие чего, существенно увеличился приток иностранных инвестиций в экономику и практически прекратился отток капитала из страны .

Российская промышленность прежде всего расколота между производителями конкурентоспособных на мировых рынках товаров - в 2009 году Россия была самым большим в мире экспортером природного газа, вторым по величине экспортером нефти, и третьим крупнейшим экспортером стали и первичного алюминия - и другими менее конкурентоспособными отраслями тяжелой промышленности, которые остаются в зависимости от российского внутреннего рынка. Эта зависимость от экспорта сырья делает Россию уязвимой от мировых экономических кризисов и очень изменчивых мировых цен на сырьевые товары. Правительство России с 2007 года приняло экономическую программу для уменьшения этой зависимости и создания высокотехнологичного сектора, однако результатами реализации данной программы похвастаться до сих пор нельзя.
Экономика России росла в среднем на 7% в год, начиная с 1998 года, что привело к удвоению реальных совокупных чистых доходов граждан и появлению среднего класса. Однако в гг. экономика России снова оказалась не готова к воздействию мирового экономического кризиса, поскольку цены на нефть резко упали, а иностранные инвестиции в экономику значительно снизились. Центральный банк России потратил тогда одну треть золото-валютных резервов (всего около $600 миллиардов), чтобы замедлить девальвацию рубля. Правительство также потратило около $200 миллиардов для реализации плана спасения экономики, чтобы увеличить ликвидность в банковском секторе и поддержать отечественные компании, неспособные вернуть крупные внешние долги .
Спад экономической активности был преодолен в середине 2009 года и экономика России начала расти в первом квартале 2010 года. Однако, сильная засуха и пожары в центральной России уменьшили объем производства сельскохозяйственной продукции, что вызвало запрет на экспорт зерна и замедление темпов роста в других секторах, таких как производство и розничная продажа .

Высокие цены на нефть поддерживали рост российской экономики в первом квартале 2011 года и помогли помочь России уменьшить бюджетный дефицит , унаследованный от кризиса 2008-09 гг., но инфляция и увеличенные правительственные расходы ограничили положительное воздействие нефтяных доходов .

Долгосрочные проблемы России включают сокращение рабочей силы, высокий уровень коррупции, трудности в получении доступа к капиталу для малого бизнеса и неэнергетических компаний и бедную инфраструктуру, нуждающуюся в больших инвестициях .

3.2. Перспективы развития экономики России

ВВП России в 2012 году увеличится на 3,5 процента против 4,2 процента в 2011 году. Такая оценка содержится в прогнозе социально-экономического развития на годы, подготовленном Минэкономразвития РФ .

В 2013 году рост ВВП вновь ожидают на уровне 4,2 процента, в 2014 году - 4,6 процента, заявил замглавы министерства Андрей Клепач. Оценки роста ВВП на годы снижены по сравнению с теми, которые заложены в утвержденном прогнозе на годы (3,9 и 4,5 процента соответственно), - сообщает «Интерфакс» .

Среднегодовая цена на нефть в прогнозе на годы заложена на уровне 93 долларов, 95 долларов, 97,3 доллара по сравнению с 105 долларами в 2011 году. Клепач заявил ранее, что цена на нефть, по оценке Минэкономразвития, будет выше 100 долларов и в годах, но базовый прогноз основан на более низкой, консервативной оценке.
Среднегодовой курс доллара будет стабилен и составит 27,9 рубля за 1 доллар в годах и 28 рублей в 2014 году по сравнению с 28,4 рубля в 2011 году .

Рост промпроизводства на годы заложен в прогнозе на уровне 3,5, 4 и 4,2 процента соответственно (в 2011 году - 5,4 процента), рост оборота розничной торговли - 4,5, 5,3 и 6 процентов (3,8 процента), рост реальных доходов населения - 4, 4,4 и 5 процентов (3,8 процента).
Экспорт в 2012 году снизится с 503,8 млрд. долларов в 2011 году до 494,4 млрд. долларов, в 2013 году вырастет до 512,3 млрд. долларов, в 2014 году - до 536,5 млрд. долларов. Импорт при этом будет поступательно расти - с 308,7 млрд. долларов в 2011 году до 352,4 млрд. долларов, 396 млрд. долларов и 444,6 млрд. долларов в годах соответственно.
Прогноз по инфляции оставлен без изменений: 5-6 процента в 2012 году, 4,5-5,5 процента в 2013 году и 4-5 процента в 2014 году по сравнению с 7-7,5 процента в 2011 году .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поняв суть системы, можно понять и многие закономерности хозяйственной жизни.

Для становления Российского государства необходима централизованная власть, способная контролировать и корректировать деятельность любых институтов. Особенно вредны рыночные механизмы в сферах, касающихся именно человеческих, социальных факторов жизнедеятельности общества в целом.

Ни одна система в чистом виде не способна ответить всем потребностям общества. И лишь правильное сочетание в особых пропорциях нескольких экономических механизмов может максимально приблизить к выполнению основных экономических задач .

В России в последние годы начали осуществляться экономические реформы, связанные с переходом к рыночным отношениям.

Однако в настоящее время в России существует эклектическая экономическая система, состоящая из элементов административно-командной системы, рыночной экономики эпохи свободной конкуренции и современной рыночной системы.

Назвать существующие в России имущественные отношения и организационные формы экономической системой (пусть и эклектической) можно только условно.

Отсутствует важная особенность системы - ее относительная стабильность. Ведь в хозяйственной жизни России все находится в движении, имеет переходный характер.

Этот переход, судя по всему, растягивается на десятилетия, и с этой точки зрения переходная (от командно-административной к современной рыночной) экономика может быть названа системой.

Окончательный выбор конкретной модели переходной системы и тем более модели современной рыночной экономики в России будет, в конечном счете, определяться соотношением политических сил в стране, характером проводимых преобразований, масштабами и эффективной поддержки реформ международным сообществом, а также историческими традициями.

Совокупность экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем экономических отношений и организационных форм, представляет собой экономическую систему этого общества. Непременной принадлежностью экономических систем являются компоненты, части, то есть то, из чего она состоит и без чего она невозможна. Компонентов экономической системы очень много и данная характеристика системы имеет решающее значение при сравнительном анализе различных систем.

Национальные экономические системы могут иметь различные компоненты, а при типизации экономических систем данная характеристика имеет решающее значение. Например, при плановой экономике просто не было необходимости в валютной системе или сети коммерческих банков . Хотя проблема и остается дискуссионной, этот признак является решающей при классификации экономических систем.

Структура системы, совместимость входящих в нее элементов также определяет сущность экономической системы. Система устойчива и функционирует эффективно при совместимости частей взаимодействие которых обеспечивает развитие системы. Этот признак имеет особое значение для разработки проблем трансформации экономических систем. Разрушение основного элемента системы приводит к разрушению прежней системы, а не основных элементов – к постепенному преобразованию (шоковая терапия или градуализм при проведении реформ).

Важнейший признак сложной системы имеет внутреннюю структуру взаимосвязанных элементов ее целенаправленность, ее стремление достичь определенной цели. Вместе со средствами достижения цели – этот признак составляет функциональный аспект системы. Отсюда следует, что трансформация экономической системы – не самоцель, а средство решения определенной целевой функции.

Система функционирует во внешней по отношению к ней среде, с которой связана множеством коммуникации. Целевая направленность системе передается из системы более высокого порядка. По отношению к экономической системе это означает, что данное общество ставит перед ней определенные цели и в зависимости от этого оценивает данную систему посредством определенного набора показателей.

И, наконец, есть управленческий аспект системы, без которого система не может целенаправленно развиваться. Независимо от того, объективны или субъективны управленческие решения, сама системность предполагает наличие этого атрибута.

В заключение отметим, что при сознательной трансформации экономической системы главным условием недопущения окончательного ее распада является "плавное" изъятие "лишних" элементов и введение новых; чтобы дать возможность им адаптироваться в новой среде и избежать несовместимости элементов в данной конкретной экономической системе.

Данная работа скачена с сайта http://www. ***** ID работы: 32340

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ :

1. О государственном регулировании естественных монополий // Общество и экономикаN 4-5. - С.274-287.

2. Волошина и финансовые методы стиму­лирования процесса внутреннего накопления // Финансы - 2009 -№4.

3. "Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических странах". М.: "Финансы и статистика", 2009.

4. Государственное регулирование в экономике (некоторые аспекты теории и мировой опыт) // Проблемы теории и практики управления

5. Лекомцев проекты стратегический курс России, путь к новому качеству жизни россиян. Журнал Деньги от 15 декабря 2010 года

6. . Экономика. Базовый курс:. – 7-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2007. – 272с.:ил.

7. "Роль государства в современной экономической системе", Вопросы экономики, N 11, 2008.

8. Поляка - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- С. 482.

9. Сергиенко долгосрочного экономи­ческого роста // Финансы-2010-№12.

10. - П. Самуэльсон. О государственном регулирова­нии экономики // Экономист. - М№ 7. - С.

12. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. . - М: Финансы и статистика, 2002. - С. , 1045.

13. Финансы. Учебник. Издание второе, переработанное и до­полненное / Под. ред. проф. . - М.: Вел-би», 2008.

14. Финансы: Учебник / Под ред. . - М.: Финан­сы и статистика, 2009.

15. Финансы: Учебник/ Под. ред. , ­ной. -М.: Финансы и статистика, 2004.

16. Финансы: Учебное пособие. - М.: Издательский Дом «Со­циальные отношение». 2003.

17. Экономическая теория: учебник/под ред. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Издательство Юрайт: Высшее образование, 2010. – 515с – (Университеты России).

18. Выступление Президента Российской Путина по поводу приоритетных национальных проектов. www. national. *****

19. Для российской экономики годы будут переломными. Российское агентство международной информации. От 30 декабря 2005 года. www. *****

20. Основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на 2006 год /Деньги и кредит г.

Данная работа скачена с сайта http://www. ***** ID работы: 32340

Экономические системы — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Эти взаимоотношения могут осуществляться по-разному, и именно данные различия отличают одну экономическую систему от другой.

Использование ресурсов для удовлетворения потребностей подчинено экономическим целям, которые преследуют в своей экономической деятельности .

Экономической целью потребителя является максимизация удовлетворения всех .

Экономической целью фирмы выступает максимизация или минимизация .

Главными экономическими целями современного общества являются: , повышение эффективности производства, полная и социально-экономическая стабильность.

Современные экономические системы

В капиталистической системе материальные ресурсы принадлежат частным лицам. Право заключать обязательные для исполнения юридические договоры позволяет частным лицам по своему усмотрению распоряжаться своими материальными ресурсами.

Производитель стремится производить (ЧТО? ) ту продукцию, которая удовлетворяет и приносит ему наибольшую прибыль. Потребитель сам решает, какой товар ему купить и сколько за него заплатить денег.

Поскольку в условиях свободной конкуренции установление цен от производителя не зависят, то на вопрос "КАК? " производить, хозяйственный субъект экономики отвечает стремлением производить продукцию с более низкими , чем его конкурент, с тем чтобы продать больше из-за более низких цен. Решению этой задачи способствуют использование технического прогресса и различные методы управления.

Вопрос "ДЛЯ КОГО? " решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику. Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.

Командная экономическая система

Командная или централизованная экономика является противоположностью . Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).

Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить , выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.

Средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом.

Смешанная экономическая система

Сегодня нельзя говорить о наличии в том или ином государстве в чистом виде одной из трех моделей. В большинстве современных развитых стран существует смешанная экономика, сочетающая элементы всех трех видов.

Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство же в свою очередь осуществляет , социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.

На всех исторических этапах развития человечества перед обществом встает один и тот же вопрос: что, для кого и в каких количествах производить с учетом ограниченности ресурсов. Экономическая система и типы экономических систем как раз и призваны решить эту проблему. Причем каждая из этих систем делает это по-своему, у каждой из них есть свои преимущества и недостатки.

Понятие экономической системы

Экономическая система - это система всех экономических процессов и производственных отношений, которая сложилась в конкретном обществе. Под этим понятием понимается алгоритм, способ организации производственной жизни общества, который предполагает наличие устойчивых связей между производителями с одной стороны и потребителями - с другой.

Основными в любой экономической системе выступают следующие процессы:


Производство в любой из существующих экономических систем осуществляется на основе соответствующих ресурсов. некоторые элементы все же отличаются в разных системах. Речь идет о характере механизмах хозяйствования, мотивации производителей и т. п.

Экономическая система и типы экономических систем

Важным моментом в анализе любого явления или понятия является его типология.

Характеристика типов экономических систем, в общем и целом, сводится к анализу пяти основных параметров для сравнения. Это:

  • технико-экономические параметры;
  • соотношение доли государственного планирования и рыночного регулирования системы;
  • отношения в сфере собственности;
  • социальные параметры (реальный доход, количество свободного времени, охрана труда и т. д.);
  • механизмы функционирования системы.

Исходя из этого, современными экономистами выделяются четыре основных типа экономических систем:

  1. Традиционный
  2. Командно-плановый
  3. Рыночный (капитализм)
  4. Смешанный

Рассмотрим более детально, чем отличаются все эти типы друг от друга.

Традиционная экономическая система

Для этой системы экономики характерно собирательство, охота и низкопродуктивное фермерство, основанное на экстенсивных методах, ручном труде и примитивных технологиях. Торговля развита слабо или не развита вообще.

Пожалуй, единственным плюсом такой экономической системы можно назвать слабое (практически нулевое) и минимальные антропогенные нагрузки на природу.

Командно-плановая экономическая система

Плановая (или же централизованная) экономика является историческим типом хозяйствования. В наши дни она нигде не встречается в чистом виде. Ранее была характерна для Советского Союза, а также некоторых стран Европы и Азии.

Сегодня чаще говорят о недостатках данной экономической системы, среди которых стоит назвать:

  • отсутствие свободы для производителей (команды "что и в каких количествах" производить посылались сверху);
  • неудовлетворенность большого количества экономических потребностей потребителей;
  • хронический дефицит некоторых товаров;
  • возникновение (как закономерная реакция на предыдущий пункт);
  • невозможность быстро и эффективно внедрять новейшие достижения научно-технического прогресса (благодаря чему плановая экономика всегда остается на шаг позади остальных конкурентов глобального рынка).

Тем не менее, были у этой экономической системы и свои преимущества. Одним из них являлась возможность обеспечения социальной стабильности для всех и каждого.

Рыночная экономическая система

Рынок - это сложная и многогранная экономическая система, которая характерна для большинства стран современного мира. Также известна под другим названием: "капитализм". Основополагающими принципами этой системы является принцип индивидуализма, свободного предпринимательства и здоровой рыночной конкуренции, основанной на соотношении спроса и предложения. Здесь доминирует частная собственность, а главным стимулом к производственной деятельности выступает жажда прибыли.

Тем не менее, и такая экономика - далеко не идеальна. Рыночный тип экономической системы также имеет свои недостатки:

  • неравномерное распределение доходов;
  • социальное неравенство и социальная незащищенность отдельных категорий граждан;
  • нестабильность системы, что проявляется в виде периодических острых кризисов в экономике;
  • хищническое, варварское использование природных ресурсов;
  • слабое финансирование образования, науки и других неприбыльных программ.

Кроме также выделяют четвертый - смешанный тип экономической системы, в котором и государство, и частный сектор имеют равнозначный вес. В подобных системах функции государства в экономике страны сводятся к поддержке важных (но убыточных) предприятий, финансированию науки и культуры, контролированию безработицы и т. п.

Экономическая система и систем: примеры стран

Осталось рассмотреть примеры для которых характерна та или иная экономическая система. Для этого ниже представлена специальная таблица. Типы экономических систем в ней поданы с учетом географии их распространения. Стоит отметить, что данная таблица весьма субъективна, так как по многим современным государствам бывает сложно однозначно оценить, к какой из систем они относятся.

Какой тип экономической системы в России? В частности, профессор МГУ А. Бузгалин охарактеризовал современную экономику России как "мутацию позднего капитализма". В целом же, экономическую систему страны принято сегодня считать переходной, с активно развивающимся рынком.

В заключение

Каждая экономическая система по-разному отвечает на три "что, как и для кого производить?" Современные экономисты выделяют четыре их основных типа: это традиционная, командно-плановая, рыночная, а также смешанная система.

Говоря о России, можно сказать, что в этом государстве конкретный тип экономический системы еще не устоялся. Страна находится на переходном этапе между командной и современной рыночной экономикой.

При натуральном хозяйстве люди не зависят друг от друга, а при разделении труда, когда каждый не производит всей продукции, между производителем и покупателем необходима взаимосвязь, согласованность действий.

Согласованность экономических действий – экономическая система – это способ организации экономической жизни общества, совокупность форм собственности, методов хозяйствования и управления производством и распределением.

В истории развития человеческого общества известны следующие системы организации жизни общества:

    Традиционная система.

    Командно-административная система.

    Рыночная.

    Смешанная.

Традиционная система.

В далеком прошлом развитие экономического производства осуществлялось на основе инстинкта, т.е. проблемы выбора в экономике (что, как и для кого производить) решались на основе обычаев, ритуалов, традиций, наследственности, сословности.

Занятия строго распределены.Сын наследует профессию отца, и так из поколения в поколение. Технический прогресс не возможен, так как новшества запрещены. «Для кого производить?» - тоже решает традиция. Часть продукта крестьяне обязаны отдавать церкви, государству, феодалам. А так как хозяйство натуральное, то оставшийся продукт семья потребляла сама.

Характерные черты:

    Очень низкая производительность труда.

    Минимальные запросы к ассортименту и к количеству продукции.

    В хозяйстве доминируют крестьянские и ремесленнические хозяйства.

Командно-административная система.

Главную роль в решении проблем выбора в экономике играет государство. Оно решает вопросы по поводу производства и распределения. В его собственности все материальные ресурсы. Решения принимаются с помощью централизованного экономического директивного планирования.

Характерные черты:

    Управление идет из одного центра.

    Нет хозяйственной самостоятельности у хозяйствующих субъектов.

    Существует уравнительное распределение

    Государственный контроль над ценами.

    Централизованное материально техническое снабжение.

Рыночная.

Эти же проблемы решаются с помощью важнейших элементов рыночного механизма и просто рыночного инструментария.

Элементы рыночного механизма:

  • Предложение.

    Конкуренция.

Рыночный инструментарий: убытки, прибыль и т.д.

Смешанная.

Власть и экономика тесно переплетены. Происходит сочетание и взаимодействие частной, коллективной и государственной собственности. Часто разделяются функции государства и рынка. Используются в хозяйстве как рыночные механизмы, так и индикативное (рекомендательное) планирование.

В настоящее время существуют различные модели экономических систем: японская, американская, скандинавская, западно-европейская.

8. Рынок: определение, условия возникновения, структура, функции. Понятие рыночной конкуренции, ее виды.

Рынок - это одна из самых распространенных категорий.

Рыночные отношения возникли очень давно. Самое первое и самое простое определение рынка: рынок – это базар, место торговли.

Рыночные отношения.

Суть рыночных отношений может быть сведена к следующему:

    Возмещение затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получение ими прибыли.

    Удовлетворение платежеспособного спроса покупателей (на основе свободного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкуренции).

Материальную основу рыночных отношений составляет движение товаров и денег. Экономическая система обуславливает специфическую форму рыночных отношений, форм их проявления: различный удельный вес рыночных отношений во всей экономической системе; могут быть различия в организации рынка; различные формы, методы, размеры регулирования рынка, особенно со стороны государства. Каждый рынок имеет свои специфические черты, они касаются следующего:

    Организация рынка

    Ассортимент товара

    Традиции

    Масштабы

По мере развития товарно-денежных отношений появилось другое определение рынка: рынок – это форма товарно-денежного обмена.

Когда на рынке стал появляться особый товар – рабочая сила, определение рынка приобрело вид: рынок – это элемент воспроизводства совокупного общественного продукта, это форма движения, реализации его частей.

Современного определение: Рынок сегодня характеризуется как тип хозяйственных связей между хозяйствующими субъектами.

Хозяйственные связи бывают двух видов:

    Натурально вещественные

    Товарные (осуществляются через посредство рынков)

Для товарных связей важное значение имеют как прямые, так и обратные хозяйственные связи.

Прямые хозяйственные связи проявляются как производство, рынок и потребление.

Обратные хозяйственные связи – потребление, рынок и производство.

Попытки заменить обратные хозяйственные связи административным командованием обернулись деформацией рынка или рыночных отношений, хроническим и повсеместным дефицитом, возникновением диспропорций и многочисленными негативными моментами.

Современный рынок можно определить как общественную форму организации и функционирования экономики. Можно определить как самостоятельную подсистему в экономической системе страны.

Рынок в одиночку не может регулировать экономику страны, а делает это вместе с государством. Причины: государство являетсяпрямым участником рыночных отношений с одной стороны и с другой стороны государство оказывает воздействие на функционирование рынка с помощью правовых нома. Рынок как стихийный регулятор экономики давно ушел в историю, особенно это заметно после 30 годов ХХ века. Государство приходит на помощь рынку в основном там где он просто не может сам справиться: ускорение научно-технического прогресса, милитаризация экономики, решение социальных проблем и многое другое.

Рынок нельзя рассматривать как сугубо экономическую категорию. Это очень широкое социально-экономическое, социально-философское явление. Потому что рынок как результат естественного исторического развития членов общества включает в себя исторические, религиозные, культурные, национальные, психологические особенности развития народов.

Характерные черты рынка (свободного, совершенного)

    Рынок предполагает неограниченное число участников, т.е. свободный вход и выход из него.

    Цены должны устанавливаться на основе конкуренции, т.е. должны действовать рыночные цены, а не индивидуальные цены производителей.

    Мобильность всех ресурсов, т.е. это предполагает свободное перемещение ресурсов по территории страны.

    Право каждого участника рынка на полную информацию о нем.

    На рынке невозможно осуществлять привилегии одним участникам рыночных отношений в ущерб другим.

Причины возникновения рынка.

    Должно быть достаточно развитое общественное разделение труда.

    Наличие экономической обособленности товаропроизводителя, только тогда они смогут обмениваться тем что производят.

    Ограниченность экономических ресурсов.

    Разнообразие форм собственности.

Ограниченность рынка.

    Рынок жесток, он безразличен к малоимущим слоям населения. Рынок заинтересован в платежеспособных покупателях.

    Рынок не может обеспечить каждого человека работой.

    Рынок мало может повлиять на решение проблемы улучшения экологии.

    Рынок мало чем может повлиять на развитие фундаментальных наук.

    На рынке можно продать или купить только товары, которые производят производители.

    Рынок устанавливает цены, но рынок не гарантирует их стабильность.

Функции рынка.

Главная функция которую выполняет рынок в хозяйственных отношениях любой страны – регулирующая функция. От этой функции зависит рост доходов участников, рынок согласовывает производство и потребление. Рынок поддерживает сбалансированный спрос и предложение по количеству или объему произведенной продукции и по ее ассортименту.

Вторая функция – информационная. Рынок обязан давать своим участникам информацию о ценах, о спросе и предложении на товары, о состоянии ресурсов.

Стимулирующая функция – рынок поощряет тех товаропроизводителей, которые эффективно или рационально ведут свое хозяйство.

Посредническая функция – На рынке потребитель может выбрать наиболее эффективного поставщика.

Ценообразующая и конкурентная функции.

Финансово-экономическая система выступает в роли особенной системы, сформированной с целью решения двухсторонних вопросов выпуска и резерва денежных единиц. По каким принципам финансовые резервы урезаны в сопоставлении с нуждами сообщества в товарах и предложениях? Нужны установленные методы их реализации с другими типами применения.

Система экономики выступает как высокоупорядоченное объединение общественно-финансовых и координационных взаимоотношений между изготовителями и покупателями удобств и услуг.

В основании выделения финансовых систем могут находиться разные аспекты:

Финансовое положение сообщества на установленном периоде формирования (Россия эры Петра I, фашистская Германия);

Период общественно-финансового формирования (социально-финансовые формации в марксизме);

Хозяйственные организации, определяемые 3 группами компонентов, единовременные с ключевыми видами финансовой деятельности, структурой;

Системы, сопряженные с методами согласования операций хозяйствующих субъектов в либерализме;

Социально-финансовая концепция, базирующаяся в 2-ух чертах: в форме принадлежности на финансовые средства и в методе координации финансовой работы.

В сегодняшней научной и учебной литературе максимальное распределение приобрела типология согласно новейшему из выделенных критериев. Отталкиваясь от данного фактора, распознают традиционную, командную, рыночную и смешанную экономику.

Традиционная система экономики

Традиционная экономическая система базируется на первенстве обычаев и традиций в хозяйственной работе. Промышленное, академическое и общественное формирование в подобных государствах крайне урезано, так как оно входит в разногласие с хозяйственным укладом, церковными и цивилизованными ценностями. Данная форма экономики была свойственна для древнейшего и средневекового сообщества, однако остается и в нынешних малоразвитых странах.