Партийная система китая. Политический партии китая В чем своеобразие партийной системы кнр

Руководящие позиции КПК в государстве и обществе были закреплены уже в первой Конституции КНР принятой в 1954 г. «Они обозначены и в ныне действующей конституции 1982 г. Включая её дальнейшие редакции, предпринятые 11-й сессией ВСНП 7-го созыва (4.12.1988), 1-й сессией ВСНП 8-го созыва (29.03.1993), 2-й сессией ВСНП 9-го созыва(15.12.1999) и 2-й сессией ВСНП 10-го созыва (2004 г.)» Мамаева Н.Л. Партия и власть: Компартия Китая и проблема реформы политической системы. - М.: НП ИД «Русская панорама», 2007. - С 8.

Во введении в Конституцию КНР 1982 г. можно прочитать следующее: «Народы всех национальностей Китая, руководимые Коммунистической партией Китая и вооруженные идеями Мао Цзэдуна, теорией Дэн Сяопина и важной идеей «трёх представительств», будут и впредь придерживаться демократической диктатуры народа и социалистического пути, продолжать курс на реформы и открытость, постоянно совершенствовать различные социалистические институты, развивать социалистическую рыночную экономику. <...> Руководимая Коммунистической партией система многопартийного сотрудничества и политических консультаций будет длительное время существовать и развиваться» Конституция КНР 1982 г.

Тем не менее все законодательные акты содержат лишь общие положения о месте КПК в политической системе Китая. Не существует государственных законов и нормативных актов, специально посвященных установлению и описанию механизмов выполнения КПК своей руководящей функции в государстве и обществе. Так же отсутствует специальный закон о КПК, определяющий её организацию и место в политической системе и государственном строительстве, а также конкретные функции и методы работы ВСНП.

Многопартийное сотрудничество и роль демократических партий в КНР

В настоящее время многопартийному сотрудничеству уделяется достаточно большое внимание. «Несмотря на то, что количество членов Коммунистической партии Китая, как правящей партии, достигло десятков миллионов человек, КПК никогда не претендовала на сосредоточение в её руках всей власти» “Культурная гармония” и “культурная осведомлённость” многопартийного сотрудничества / Официальный сайт демократической лиги Китая - http://www.dem-league.org.cn/llxc/1172/32458.aspx .

Основным принципом существования многопартийной системы в Китае является гармония и смирное сосуществование КПК и демократических партий. «Только работая вместе, можно выжить в глобальной деревне и защитить себя от угроз извне» Там же. КПК и демократические партии преследуют общие цели, а потому должны тесно сотрудничать между собой и вместе решать возникающие конфликты. Любой гражданин Китая вправе самостоятельно выбирать, к какому политическому движению примкнуть, так как в любом случае вся политическая система Китая следует одному принципу и любые цели достигаются достигается совместными усилиями.

В докладах и отчётах о многопартийном сотрудничестве часто делается акцент на китайские традиции, в качестве примеров выступают высказывания китайских философов (например, Конфуция). Таким образом пропагандируется идея терпимости, открытости, высокой духовной культуры и единства китайского общества. На основе этого внимание направляется на идею плюрализма, культурного разнообразия, невозможности существования в пределах одного шаблона. «Многопартийное сотрудничество является очень успешной практикой и приводит к значительно лучшим результатам, чем оппозиционная деятельность и соперничество» Официальный сайт демократической лиги Китая - http://www.dem-league.org.cn/llxc/1172/32458.aspx .

КПК -- универсальная партия, представляющая интересы всей страны, она завоевала доверие и любовь граждан Китая, но для дальнейшего развития и построения нового демократического Китая необходимо тесное сотрудничество со всеми политическими силами.

Однако, несмотря на идею объединения, акцент делается и на индивидуальность различных демократических партий, способствующую культурному и политическому разнообразию.

«Коммунистическая партия Китая уважает убеждения всех участвующих сторон [партий], направляет партии по правильному пути, оказывает влияние ради сокращения разрыва между партиями, обеспечивает равновесие, гармонию, объединяет людей для достижения совместно поставленных целей» Там же.

«Основными функциями демократических партий является участие в обсуждении государственных дел и демократический контроль за деятельностью государственных органов. Демократический контроль представляет собой реализацию демократических основ конституции, положений устава КПК, осуществление руководящих принципов и политики, советы, критику предложения и политический надзор» Размышления о демократических партиях и демократическом надзоре / Официальный сайт Демократической лиги Китая - http://www.dem-league.org.cn/llxc/1172/32460.aspx . Это выражается в различных консультациях, предложениях и замечаниях в адрес ЦК КПК во время сессий НПКСК, где представители демократических партий могут высказать свои идеи по вопросам государственной политики, экономики, общественной жизни. Так же члены демократических партий могут быть приглашены в правительство на посты контролеров.

«В настоящее время демократический контроль за политической жизнью страны характеризуется как «слабый», и на деле существует большой разрыв между деятельностью КПК и деятельностью демократических партий» Размышления о демократических партиях и демократическом надзоре / Официальный сайт Демократической лиги Китая - http://www.dem-league.org.cn/llxc/1172/32460.aspx . После политики реформ и открытости и обнародования ЦК КПК доклада по поддержке и улучшению многопартийного сотрудничества и политической системы под руководством КПК (1989 г.) роль демократических партий существенно возросла, но они по-прежнему не оказывают желаемого влияния на принимаемые решения.

22 июня 2011 г. Ху Цзиньтао подготовил доклад «О строительстве идейно-теоретических основ партии». Там он отметил о необходимости продвижения большого проекта партийного строительства. Этот проект относился не только к деятельности КПК - одной из поставленных проблем было усиление строительства демократических партий по основной линии КПК в условиях совершенствующейся рыночной экономики и постоянно меняющейся ситуации в стране. Здесь было отмечено, что демократические партии, в отличие от КПК, не имеют достаточной теоретической базы, поэтому в настоящее время необходимо создавать и укреплять эту базу.

Основной формой многопартийной системы Китая и средством выражения воли демократических партий является Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК или Китайская народная политическая консультативная конференция).

«НПКСК является основным органом многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством Коммунистической партии Китая, важным проявлением социалистической демократии в политической жизни». Впервые был проведен 21 сентября 1949 г. с участием представителей Коммунистической партии Китая, демократических партий, беспартийных деятелей, представителей народных организаций, регионов, национальных меньшинств, национальных армий, китайских и других патриотических демократических элементов Китайской Народной Республики. Заседание проходило в Пекине.

«Мао Цзэдун присутствовал на заседании и выступил с приветственной речью, он торжественно отметил, что встречи с представителями народа необходимы, чтобы получить поддержку и доверие людей по всей стране» Участие в НПКСК / Официальный сайт Тайваньской лиги демократического самоуправления - http://www.taimeng.org.cn/tmly/lsfz/t20061108_151056.htm .

На первом пленарном заседании была принята «Общая программа», которая представляла собой концентрированное выражение воли и интересов народа. Там же был обобщен опыт революционной борьбы, провозглашена Китайская Народная Республика, приняты её символы -- герб, флаг и гимн. Предисловие к «Общей программе» гласило «Все, кто участвуют в НПКСК, народные правительства всех уровней и люди, должны неукоснительно соблюдать программу» Там же.

В декабре 1954 г., после принятия Конституции Китайской Народной Республики, во всех провинциях и автономных районах были созданы местные комитеты НПКСК.

Коммунистическая партия Китая всегда придавала большое значение развитию дела НПКСК. На протяжении нескольких поколений китайских руководителей продвигались новые идеи по улучшению деятельности НПКСК. В их числе была и идея создания совершенно иной многопартийной политической системы в Китае, отличной от западных систем, на основе национальной специфики и достижениях политической культуры Китая.

Двумя основными идеями НПКСК являются единство и демократия. НПКСК представляет собой организацию единого фронта, имеющую самую широкую представительность в Китае.

В настоящее время НПКСК насчитывает приблизительно 480 тыс. членов комитетов разных уровней. Помимо членов политических партий, здесь есть выдающиеся беспартийные политические деятели, учёные, специалисты, видные представители всех сфер деятельности.

НПКСК играет большую роль в развитие социализма с китайской спецификой и достижение великого возрождения китайской нации. НПКСК исходит из принципа долговременного сосуществования и взаимного контроля между КПК, демократическими партиями и беспартийными. Однако, по закону, высказываемые НПКСК замечания и предложения не являются обязательными к исполнению.

Основные формы деятельности НПКСК - конференции, предложения, исследования информации об общественной жизни, внешний обмен, тематические консультации, встречи.

Пленарное заседание НПКСК проводится один раз в год, но может быть созвано дополнительно, если Постоянный комитет сочтет это нужным. Как правило, сессия проходит в марте, на ней обязательно должно присутствовать 2/3 членов НПКСК, чтобы она состоялась. «На пленарном заседании проводятся выборы председателя, заместителя председателя, секретаря, Постоянного комитета, принимаются решения об изменении численности Постоянного комитета. Здесь же заслушиваются отчеты работы комитета, доклады о работе правительства, Верховного Народного суда и Верховной Народной прокуратуры, доклады по бюджету и национальным планам, и прочие доклады, их обсуждения, замечания и предложения» Народный политический консультативный совет Китая / Официальный сайт Тайваньской лиги демократического самоуправления - http://www.taimeng.org.cn/fwzx/bps/qgzxwx/t20090320_262857.htm.

На пленарное заседание приглашаются представители ЦК КПК, Постоянного комитета ВСНП, Госсовета, Центральной военной комиссии, Верховного Народного суда и Верховной Народной прокуратуры. Так же могут быть приглашены послы иностранных государств и пресс-атташе.

Основной задачей пленарного заседания является рассмотрение основных событий конференции, работу национального комитета и постоянного комитета, а также консультации, обсуждения актуальных вопросов, основных национальных руководящих принципов и политики, рассмотрение документов, представленных на пленарном заседании Национального комитета, рассмотрение рекомендаций как со стороны демократических партий, так и со стороны ЦК КПК, предложений, отчётов об инспекциях и расследованиях.

«Партийные комитеты все уровней должны активно содействовать организации и теоретическим исследованиям, пропаганде и просвещению по НПКСК. НПСКС теории включены в учебные программы партийных школ, школ управления, высших учебных заведений, Института социализма» Мнения ЦК КПК об усилении работы НПКСК / Официальный сайт Тайваньской лиги демократического самоуправления - http://www.taimeng.org.cn/fwzx/bps/zgzywx/t20060816_139734.htm .

Задачами НПКСК являются сохранение идеи патриотизма, поддержка руководству Коммунистической партии Китая, развитие социализма с китайской спецификой, приложение совместных усилий по возрождению великой китайской нации, развитие патриотического фронта, прогресс в экономической, политической, культурной, социальной сфере, обеспечение высокого уровня защиты. «НПКСК должен придерживаться принципов марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина и «Теории трёх представительств», основной линии руководства Коммунистической партии Китая, Конституции КНР, отстаивать научную концепцию развития, понимать и придерживаться фундаментальных интересов большинства населения Китая» Там же.

Одним из важнейших средств НПКСК являются консультации. «Политические консультации являются важной составной частью партийно-государственной системы, это одно из главных средств КПК для более эффективного управления государством» Мнения ЦК КПК об усилении работы НПКСК / Официальный сайт Тайваньской лиги демократического самоуправления - http://www.taimeng.org.cn/fwzx/bps/zgzywx/t20060816_139734.htm . Политические консультации перед принятием решения или в процессе принятия решения -- один из основополагающих принципов в современной политике. По мнению КПК, партийные комитеты всех уровней должны придавать большое значение политическим консультациям в НПКСК, они должны быть тщательно организованы и реализованы.

Демократический надзор со стороны НПКСК заключается в следующем: реализация конституции Китая, законов и нормативных актов, основных принципов политики, контроль за государственными органами и их работой. НПКСК должна рассматривать актуальные вопросы глобально, учитывая все сферы общественной жизни.

В рамках НПКСК КПК обязуется защищать и уважать права демократических партий и беспартийных, поддерживать их активное участие в деятельности НПКСК, учитывать их мнение при принятии решений. Количество участвующих в заседаниях НПКСК членов от демократических партий и беспартийный строго оговорено.

Так же в последнее время КПК заявляет о намерении серьёзно взяться за обучение и подготовку кадров для содействия НПКСК.

Последнее пленарное заседание проходило с 3 по 13 марта 2012 г. (5 сессия НПКСК 11-го созыва).

Партийная система КНР состоит из 9 партий: КПК и так называемых демократических партий. КПК характеризу­ется в документах как "правящая партия", а демократические партии - как "партии, участвующие в политической жизни".

Коммунистическая партия Китая определяется в ки­тайской литературе как авангард рабочего класса, вырази­тель интересов многонационального народа страны, руководя­щая сила в деле построения социализма в КНР. Это нашло отражение и в Конституции КНР. Во введении к Конституции КНР подчеркивается особое значение КПК: во-первых, успе­хи социализма стали возможны только благодаря руководству обществом со стороны КПК, во-вторых, на КПК и в дальней­шем возлагается руководство "народами всех национальностей Китая". В своей деятельности КПК руководствуется марксиз­мом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна и теорией Дэн Сяопи­на. Главной задачей партии в настоящее время признается "со­циалистическая модернизация" и превращение Китая в "соци­алистическое государство с высокоразвитой культурой и демократией". Феномен КПК, сохранившей свои позиции в ус­ловиях, когда большинство в прошлом социалистических стран отказалось от социалистического пути развития, а коммунис­тические партии были отстранены от власти, в определенной степени объясняется не только специфическими условиями Китая, но и тактикой руководства КПК, которое продемонст­рировало гибкий подход к марксизму-ленинизму, смогло отка­заться от целого ряда догматических положений (о несовмести­мости социализма и рынка, о классовой борьбе как решающем звене и т. п.) и трансформировало идейно-теоретическую плат­форму КПК путем использования традиционных конфуцианс­ких ценностей и идей национального патриотизма.

Численность КПК составляет 57 млн. человек, организо­ванных в 3,45 млн. низовых партийных организаций*.

* См.: Проблемы Дальнего Востока. 1997. № 4. С. 57.

Структура КПК построена на основе традиционной для коммунистических партий схемы и вместе с тем учитывает китайскую специфику. Важнейшими элементами структуры КПК являются: всекитайский съезд КПК, центральный коми­тет (ЦК) КПК, его политбюро, военный совет, центральная комиссия советников, центральная комиссия по проверке дис­циплины, секретариат и генеральный секретарь ЦК КПК. Фор­мально распределение полномочий в данной структуре выгля­дит следующим образом.

Высшим руководящим органом считается всекитайский съезд КПК, созываемый один раз в пять лет. Съезд избирает центральный комитет, центральную комиссию советников и центральную комиссию по проверке дисциплины, принимает и пересматривает устав КПК; заслушивает и рассматривает отчет ЦК, центральной комиссии советников и центральной комиссии по проверке дисциплины, обсуждает и принимает решения по важнейшим партийным вопросам.

Центральный комитет создается "для проведения в жизнь решений съезда", руководства КПК и представления КПК во внешних сношениях. На пленуме ЦК избираются политбюро ЦК, секретариат и генеральный секретарь ЦК и утверждаются в должности председатель и заместители председателя цент­ральной комиссии советников, члены ее постоянного комите­та, секретарь центральной комиссии по проверке дисциплины и члены ее постоянного комитета.

Военный совет совпадает по своему составу с конституци­онным органом - Центральным военным советом (см. ниже - п. 5 § 5 настоящей главы).

Центральная комиссия советников - политический кон­сультативный орган ЦК. Главная его задача состоит в том, что­бы вносить предложения и давать консультации по вопросам осуществления принципов и политики КПК, помогать ЦК в изучении и решении сложных вопросов, а также выполнять отдельные поручения ЦК.

Центральная комиссия по проверке дисциплины занима­ется решением дисциплинарных вопросов и подготовкой пред­ложений по кадровой политике КПК.

В период между пленумами ЦК его функции и полномочия выполняют политбюро ЦК и его постоянный комитет. Текущую работу ведет секретариат. На генерального секретаря ЦК воз­ложена задача проведения заседаний политбюро и его постоян­ного комитета, а также руководство работой секретариата ЦК.

Фактическое распределение власти в данной структуре на­поминает "перевернутую пирамиду": формально признаваемый высшим руководящим органом всекитайский съезд КПК на практике только одобряет решения, рождающиеся в процес­се внутренней борьбы партийной элиты.

Для политической системы КНР характерно тесное пере­плетение функций КПК и государства. Правда, как в свое время у нас, в КНР поставлена задача разграничения партийных и государственных функций, но понимается под этим прежде всего упразднение политических групп министерств и ведомств и перевод парткомов предприятий и учреждений в подчине­ние территориальных партийных органов. Что же касается практики разработки КПК обязательных для всего общества, политических установок, а также совмещения руководящих постов в верхних эшелонах власти с членством в политбюро и других руководящих органах КПК, то она сохраняется. Имен­но поэтому разработка, например, пятилетних планов осуще­ствляется прежде всего в ЦК КПК, а уже затем они принима­ются ВСНП. Пример такого рода - принятие на 5-м пленуме ЦК КПК в сентябре 1995 г. "Предложений ЦК КПК о разра­ботке 9-го пятилетнего плана и перспективных целей до 2010 г. экономического и социального развития страны", в которых были определены все основные моменты документов, приня­тых позднее (в марте 1996 г.) на 4-й сессии ВСНП - Девятого пятилетнего плана и Программы экономического и социально­го развития Китая до 2010 г.

В официальной китайской литературе подчеркивается глав­ным образом идеологический и политический характер руко­водства КПК. "Сконцентрировав волю китайского народа, партия вырабатывает свою позицию и политические установ­ки, которые затем, согласно законной процедуре, на основе решения ВСНП становятся законами и решениями государ­ства"*. Таким образом, принимаемые решения подаются как квинтэссенция чаяний народа, которые КПК улавливает и формулирует. Партийное руководство стремится пресечь лю­бые попытки преуменьшить роль КПК. В отчетном докладе ЦК КПК на XIV съезде КПК (октябрь 1992 г.) отмечалось, что "в корне ошибочны и крайне вредны любые взгляды и дей­ствия, которые ставят под сомнение ее (КПК. - Авт.) руко­водящую роль, содействуют преуменьшению или отрицанию ее значения как правящей партии"**.

* Права человека в Китае. С. 16.

** К итогам XIV съезда КПК. Круглый стол ИДВ // Проблемы Дальнего Востока. 1993. № 1. С. 49.

В научных исследованиях, особенно западных синологов, выделяется то обстоятельство, что руководящая роль КПК базируется не только и не столько на ее авторитете, сколько на ее безраздельном руководстве Вооруженными силами.

Мы подробно остановились на организации и практике деятельности КПК потому, что она подобно КПСС в бывшем СССР представляет собой как бы сверхгосударство, а не партию в общепринятом понимании этого термина. Именно в органах КПК сосредоточена реальная высшая власть в стране на всех уровнях управления.

"Особенностью и преимуществом политической системы Китая" в официальных китайских документах называют су­ществование 8 небольших демократических партий. К ним относятся: Революционный комитет Гоминьдана Китая, Демок­ратическая лига Китая, Китайская ассоциация демократиче­ского национального развития, Китайская ассоциация содей­ствия развитию демократии, Крестьянско-рабочая демократи­ческая партия Китая, Чжунго Чжигундан (Партия стремления к справедливости), Общество Цзюсань (Общество "3 сентяб­ря"), Лига демократического самоуправления Тайваня. В со­ставе всех этих партий насчитывалось, по данным на 1999 г., более 500 тыс. человек*.

* См.: Страны мира: Справочник. 1999. М., 1999. С. 200.

Указанные партии организационно самостоятельны: каж­дая имеет свой собственный устав, выборные органы, собствен­ную социальную базу и печатный орган. "Однако самостоя­тельность эта чисто формальная, поскольку все они призна­ют руководство КПК, проводят ее политику и выполняют ее установки"*.

* Степанова Г. А. Демократические партии в политической системе КНР // Проблемы и потенциал устойчивого развития Китая и России в XXI веке. Тезисы докладов VII Международной научной конференции "Китай. Китай­ская цивилизация и мир. История, современность, перспективы" (Москва, 25-27 сентября 1996 г.). Ч. 2. М., 1996. С. 92.

В отношении этих партий проводится курс на "длитель­ное существование и взаимный контроль, откровенное выска­зывание друг другу своего мнения и готовность делить славу и позор"*. Основными формами взаимодействия КПК и демокра­тических партий являются: совещания в ЦК КПК с участием представителей демократических партий (причем обязательно совещания проводятся перед пленумами ЦК КПК и съездами КПК, созывом сессий ВСНП и НПКСК), сотрудничество в рам­ках НПКСК**, специальный отдел ЦК КПК (отдел единого фрон­та) и его местные органы курируют деятельность демократи­ческих партий. Кроме того, в КНР сохраняется разрешение иметь двойное членство (в КПК и демократической партии). Более 25 тыс. представителей демократических партий явля­ются депутатами Всекитайского собрания народных предста­вителей и местных собраний народных представителей, зани­мают руководящие посты в государственных органах, но, "как правило, деятели этих партий назначаются на вторые роли в руководстве, на должности заместителей министра, замести­телей председателя народного правительства и т. п."***.

* Права человека в Китае. С. 17-18.

** Более половины Постоянного комитета Всекитайского комитета НПКСК составляют члены демократических партий, их представители занимают почти треть постов в руководстве ВК НПКСК. См.: Степанова Г. А. Указ, соч. С. 93.

*** Там же.

В китайской литературе отмечается определенная акти­визация деятельности демократических партий после длитель­ного перерыва, возобновление созывов съездов. Но это по-прежнему не означает реальной многопартийности, поскольку нельзя говорить о реальном их участии в осуществлении по­литической власти. Фантом многопартийности придает значи­тельное своеобразие политической системе Китая. В докумен­тах XIV съезда КПК подчеркивалось, что необходимо учиты­вать китайскую специфику, исключающую "многопартийность и парламентаризм западного образца"*.

* К итогам XIV съезда КПК. Круглый стол ИДВ. С. 49.

Сложившаяся "система многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК" офици­ально расценивается как "особенность и преимущество поли­тической системы Китая"*. В зарубежной литературе, как и в российской, особое внимание обращается на фактическую однопартийность и отсутствие реального политического плюра­лизма, т. е. оппозиции. В российской литературе отмечалось, что "в современном Китае широкой социальной базы для оп­позиции практически не существует. Несмотря на очевидные противоречия между социально-экономическим плюрализмом и политической монополией КПК, их не следует преувеличи­вать. Однопартийный политический механизм еще сохраняет способность обеспечивать развитие страны и продолжение преобразований, в том числе осуществлять демократические под­вижки в политической области"**.

* См.: Степанова Г. А. Указ. соч. С. 91-92.

** Проблемы Дальнего Востока. 1997. № 4. С. 58.

Смотрите также:

Последние добавления:

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КИТАЯ

КПК была создана в июле 1921 г., сейчас насчитывает более 58 млн. членов. Генеральный секретарь Центрального Комитета КПК — Цзян Цзэминь.

В 1921 —1949 гг. Коммунистическая партия Китая руководила героической борьбой китайского народа, в результате которой было ниспровергнуто господство империализма, феодализма и компрадорской буржуазии и была провозглашена Китайская Народная Республика. Став правящей партией, КПК возглавила многонациональный китайский народ в деле защиты независимости и безопасности Родины. Под ее руководством был успешно осуществлен переход от новой демократии к социализму, развернулось крупномасштабное плановое социалистическое строительство, в ходе которого экономика и культура страны достигли небывалого уровня развития.

В сентябре 1997 г. состоялся XV Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая, который утвердил теорию Дэн Сяопина в качестве руководящей идеи партии, выдвинул основную программу партии на начальной стадии социализма. Съезд утвердил также основные цели и направления политики экономического, политического и культурного развития, четко указав, что нынешний этап, и первое десятилетие следующего века будут ключевым периодом в осуществлении модернизации Китая. Именно в течение этого периода необходимо продолжать содействовать коренному преобразованию экономической системы и моделей экономического роста, с тем чтобы сформировать сравнительно совершенную систему социалистической рыночной экономики и сохранить продолжительное, быстрое и здоровое экономическое развитие страны, заложить крепкий фундамент для осуществления модернизации в Китае в середине XXI века. На современном этапе Коммунистическая партия Китая возглавляет китайский народ в деле строительства социализма с китайской спецификой и прилагает усилия к достижению своей конечной цели — коммунизма.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

В Китае, помимо Компартии, имеются еще восемь политических партий, которые именуются демократическими партиями. Все эти партии с момента своего образования в разной степени сотрудничают с Компартией.

В период с мая 1948 г. до начала 1949 г. все демократические партии положительно откликнулись на призыв КПК созвать Народный политический консультативный совет Китая, вместе с КПК и другими демократическими деятелями приняли участие в созванной в сентябре 1949 г. первой пленарной сессии НПКСК. Сессия приняла «Общую программу», сыгравшую роль временной Конституции КНР, избрала Центральное народное правительство КНР. Таким образом родилась Китайская Народная Республика.

Со времени образования КНР демократические партии добросовестно участвовали в обсуждении и решении наиболее важных вопросов политической жизни государства. Многие их представители были избраны депутатами СНП и членами НПКСК разных уровней. В постоянных комитетах СНП, комитетах НПКСК и правительственных органах разных уровней, а также в экономических, культурных, народно-просветительных, научно-технических организациях представители демократических партий нередко занимают руководящие посты. Демократические партии Китая — это не партии-аутсайдеры и не оппозиционные партии. Они являются близкими партнерами КПК.

Придерживаясь принципов «длительное сосуществование, взаимный контроль, полная искренность друг к другу, готовность делить славу и позор», они участвуют в управлении политическими делами. Назовем эти восемь партий:

Революционный комитет Гоминьдана Китая создан в январе 1948 г., насчитывает более 53 тыс. членов. Председатель Центрального комитета РКГК — Хэ Лули. Членами РКГК и его окружением являются, главным образом, бывшие члены Гоминьдана и лица, исторически связанные с Гоминьданом.

Демократическая лига Китая создана в октябре 1941 г., насчитывает более 130 тыс. членов. Председатель Центрального комитета ДЛК — Дин Шисунь. Большинство членов ДЛК и ее окружение — представители высшего и среднего звеньев интеллигенции.

Ассоциация демократического строительства Китая создана в декабре 1945 г., насчитывает более 69 тыс. членов. Председатель Центрального комитета АДСК — Чэн Сывэй. Среди членов АДСК и ее окружения значительную часть составляют представители хозяйственных кругов, специалисты и научные работники соответствующего профиля.

Ассоциация содействия развитию демократии в Китае создана в декабре 1945 г., насчитывает более 65 тыс. членов. Председатель Центрального комитета АСРДК — Сюй Цзялу. Члены АСРДК и ее окружение — в основном люди умственного труда, работающие в области образования, культуры, науки и издательского дела.

Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая создана в августе 1930 г., насчитывает более 65 тыс. членов. Председатель Центрального комитета РКДПК — Цзян Чжэнхуа. Среди членов РКДПК и ее окружения преобладает интеллигенция из сфер медицины, науки и техники, культуры и просвещения.

Китайская партия стремления к справедливости создана в октябре 1925 г., насчитывает более 15 тыс. членов. Председатель Центрального комитета — Ло Хаоцай. Среди членов этой партии и ее окружения преобладают реэмигранты, их родственники, деятели науки и специалисты, имеющие родственников за границей.

Общество «3 сентября» создано в декабре 1944 г., насчитывает более 68 тыс. членов. Председатель Центрального комитета — У Цзепин. Среди членов Общества «3 сентября» преобладают представители интеллигенции высшего и среднего звена, работающие в области науки, техники, культуры, просвещения, медицины и здравоохранения.

Тайваньская лига демократического самоуправления создана в ноябре 1947 г., насчитывает более 1600 членов. Председатель Центрального комитета ТЛДС — Чжан Кэхой. Члены и окружение этой партии в большинстве своем — выходцы с Тайваня, проживающие в континентальной части Китая.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Важнейшие общественные организации Китая:

Всекитайская федерация профсоюзов представляет собой высший руководящий орган, которому подчиняются местные и отраслевые профсоюзы всех ступеней. Создана в мае 1925 г., объединяет в общей сложности 102,119 млн. членов. Председатель Исполнительного комитета ВФП — Вэй Цзяньсин.

Всекитайская федерация молодежи представляет собой объединение всех молодежных организаций Китая. Основана в мае 1949 г. Федерация придерживается принципов коллективного членства, объединяя членов Коммунистического союза молодежи Китая, Всекитайской федерации студентов. Всекитайской христианской ассоциации молодых людей. Всекитайской христианской ассоциации молодых женщин, Всекитайской федерации молодых предпринимателей. Всекитайской федерации молодых предпринимателей сельских районов. Всекитайской ассоциации молодых научно-технических работников, Столичной ассоциации молодых редакторов и журналистов, Всекитайской ассоциации молодежи доброй воли. Общества китайской молодежи по содействию хозяйственному развитию, Всекитайского общества по изучению проблем молодежи, Федерации молодежи учреждений, непосредственно подчиненных Центральному Комитету КПК, Федерации молодежи центральных государственных учреждений, Всекитайской Федерации молодежи гражданской авиации, а также членов ассоциаций молодежи всех провинций, автономных районов и городов центрального подчинения. Председатель ВФМ — Лю Пэн. Костяком ВФМ является Коммунистический союз молодежи Китая, созданный в мае 1922 г. Это организация передовой молодежи Китая. Насчитывает 67,5 млн. членов. Первый секретарь Центрального комитета КСМК — Ли Кэцян.

Всекитайская федерация женщин — массовая общественная организация женщин всех национальностей и общественных кругов Китая, объединившихся во имя дальнейшей эмансипации. Создана в апреле 1949 г. Председатель Исполнительного комитета ВФЖ — Чэнь Мухуа. ВФЖ отстаивает права и интересы женщин (политические права, права на труд, на собственность, на образование, личные права, права в областях брака и семьи, а также особые права, основанные на физических особенностях женщин). В апреле 1992 г. 5-я сессия Всекитайского Собрания народных представителей 7-го созыва приняла «Закон о гарантиях прав и интересов женщин», знаменующий тот факт, что деятельность в этой сфере была поставлена на правовую основу.

Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев — народная организация промышленных и торговых кругов Китая. Представляет собой народное коммерческое общество по развитию внутренних и внешних связей. Основана в октябре 1953 г. Председатель Исполнительного комитета — Цзин Шупин.

Китайское народное общество дружбы с зарубежными странами создано в мае 1954 г. с целью развития дружбы и взаимопонимания между китайским народом и народами всех стран мира. Общество от имени китайского народа поддерживает связь с организациями и деятелями всего мира, дружественно относящимися к Китаю. Оно осуществляет взаимный обмен и другие мероприятия, выполняя роль связующего звена в развитии дружбы между китайским народом и народами всего мира. Председатель общества — Ци Хуайюань.

Кроме вышеназванных, в Китае существуют и другие общественные организации:

  • Китайский союз работников литературы и искусства
  • Союз китайских писателей
  • Всекитайская ассоциация журналистов
  • Всекитайское научно-техническое общество
  • Всекитайская федерация возвратившихся на Родину китайских эмигрантов
  • Китайская ассоциация инвалидов
  • и другие.

Основные черты политической системы КНР закрепляются в Конституции 1982 г. Особенностью конституционного механизма власти в КНР является то, что Преамбула Конституции провозглашает руководящую роль одной партии – КПК, что соответствует социалистическому характеру политической системы страны.

Провозглашение руководящей роли КПК обусловливает некоторые другие особенности политической системы Китая. Во-первых, руководящая роль КПК исключает наличие в стране политической оппозиции, которая является важнейшим признаком демократического режима. Во-вторых, руководящая роль КПК привела к смешиванию партийных и государственных функций, примером выступает принятие решения органами КПК, которое обязательно для всего общества.

КПК является организационно оформленной партией, деятельность которой строится в соответствии с принципом демократического централизма.

Члены КПК занимают ключевые посты в государственных органах и руководящих структурах других политических партий и общественных организаций.

Важным инструментом проведения партийной политики в государственных органах и негосударственных организациях являются так называемые «партийные группы руководства», которые создаются в соответствии с Уставом КПК в аппарате центральных и местных государственных органов, хозяйственных и культурных учреждений. Их задачей является «проведение в жизнь курса и политических установок партии, сплочение беспартийных кадров и масс, выполнение партийных и государственных заданий, руководство работой парторганов учреждений или организаций» (ст. 46 Устава).

Важной особенностью политической системы КНР является многопартийность. Помимо КПК в Китае действуют еще восемь партий некоммунистических общей численностью около 400 тыс. чел. (Революционный комитет Гоминьдана Китая (создан в 1948 г.) – 47 тыс. чел., большинство членов партии – лица, имеющие исторические связи с Гоминьданом; Демократическая лига Китая (1941 г.) – 117 тыс. членов, состоит преимущественно из представителей творческой интеллигенции, деятелей образования, культуры, науки; Китайская ассоциация демократического национального строительства (1945 г.) – около 60 тыс. членов, состоит из интеллигенции, работающей в сфере экономики и финансов; Китайская ассоциация содействия развитию демократии (1945 г.) – 56 тыс. членов, состоит из деятелей науки, культуры и просвещения, а также издательского дела; Крестьянско-рабочая демократическая партия Китая (1930 г.) – 55 тыс. членов, в основном работники медицины, здравоохранения, науки, образования, культуры; Чжунго чжигундан (Партия стремления к справедливости) создана в 1925 г. большинство членов составляют репатрианты и родственники китайцев, проживающих за рубежом; Общество «3 сентября» создана в 1944 г. в честь победы над Японией, насчитывает 57 тыс. членов, большинство – ученые и специалисты в области естественных и технических наук; Лига демократического самоуправления Тайваня создана в 1947 г. – около 1400 членов, в основном выходцы с Тайваня, живущие в КНР.)

Другой особенностью политической системы Китая является наличие Народного политического консультативного совета Китая. Конституция определяет его как Единый фронт – объединение всех общественных формирований, действующих в стране, под руководством КПК. Он используется для осуществления за деятельностью всех общественных объединений, входящих в его состав.

Вся политическая власть в КНР сосредоточена в руках партийных структур КПК, принятые ими решения реализуются через государственные структуры. Члены КПК занимают ключевые посты в государственных органах, руководящих структурах других политических партий и общественных организаций. По состоянию на 2002 год было зарегистрировано 66,355 миллионов членов КПК.

Создаваемые в аппарате центральных и местных государственных органов, хозяйственных и культурных учреждений, негосударственных и других непартийных организаций в соответствии с Уставом КПК «партийные группы руководства» являются важным инструментом проведения партийной политики.

Имеет место практика принятия совместных решений партийными и государственными органами, а также руководящими структурами общественных (народных) организаций, прежде всего — Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК). Действует система параллельного управления при определяющей роли КПК и партийного аппарата.

Основным организационным принципом построения КПК является принцип демократического централизма. В соответствии с этим принципом члены КПК обязаны подчиняться решениям партии и её органов; низовые парторганизации подчиняются вышестоящим, меньшинство подчиняется большинству; все партийные органы и организации подчиняются ЦК КПК.

Особенностью политической системы КНР является существование массового общественно-политического движения под названием Единого патриотического фронта различных демократических партий и общественных организаций, «объединяющего всех социалистических тружеников, поддерживающих социализм, и патриотов, поддерживающих объединение Родины» (Преамбула конституции). Организацией, координирующей и направляющей деятельность Единого фронта, является Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК). НПКСК не является государственным органом и в то же время отличается от обычных общественных организаций. Этот орган (до 1949 года назывался Политическим консультативным советом) содействия демократии и осуществления взаимного контроля политических партий был создан в 1946 году в Чунцине. В Единый фронт помимо КПК входят и некоммунистические демократические партии, общественные (народные) организации, беспартийные демократы, представители этнических меньшинств, Тайваня, Гонконга, Макао. В конституции зафиксирован принцип «многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК». Её руководящая роль, согласно конституции, является залогом достижения главной задачи современности — «постепенно осуществить модернизацию промышленности, сельского хозяйства, национальной обороны, науки и техники и продвигать гармоничное развитие материальной, политической и духовной культуры».

Таким образом, Компартия не является единственной политической партией КНР. В стране существуют ещё 8 небольших партий, обозначаемых общим названием «демократические партии»:

— Революционный комитет Гоминьдана Китая: создан в 1948 году, объединяет 47 тысяч членов, большинство из которых — лица, имеющие исторические связи с Гоминьданом;

— Демократическая лига Китая: создана в 1941 году, объединяет 117 тысяч членов, большинство из которых — представители творческой интеллигенции, деятели образования, культуры и науки;

— Китайская ассоциация демократического национального строительства: создана в 1945 году; объединяет 60 тысяч членов, большинство из которых — представители интеллигенции;

— Китайская ассоциация содействия развитию демократии: создана в 1945 году; в неё входят 56 тысяч членов, большинство из которых — деятели культуры, науки и просвещения;

— Крестьянско-рабочая демократическая партия: создана в 1930 году, нынешнее название поучила в 1947 году; объединяет 55 тысяч членов — работников медицины и здравоохранения, науки, образования и культуры;

— Чжунго Чжигундан (Партия стремления к справедливости): создана в 1925 году; объединяет репатриантов и родственников китайцев, проживающих за рубежом;

— Общество «3 сентября»: создано в 1944 году, своё нынешнее название получило в 1945 году в честь победы над Японией; насчитывает 57 тысяч членов — учёных и специалистов в области естественных и технических наук;

— Лига демократического самоуправления Тайваня: создана в 1947 году; насчитывает 1 400 членов.

Кроме политических партий в КНР также действуют массовые общественные (народные) организации, общей численностью около 2000. Крупнейшими из них являются: Коммунистический союз молодёжи, Всекитайская федерация профсоюзов, Всекитайская федерация женщин, Всекитайская федерация молодёжи, Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев, Всекитайская федерация студентов, Китайская народная ассоциация дружбы с иностранными государствами и др. Они также действуют под руководством КПК.