Теория трех мозгов. Один человек – три мозга: простая реальность

На сегодняшний день известна так называемая триединая модель мозга (автор - нейрофизиолог Paul D.MacLean ). Она говорит о том, наш мозг состоит из 3-х последовательно насаженных друг на друга частей.

В основании лежит самый древний отдел мозга, называемый также "рептильным мозгом ". Его опоясывает лимбическая система , или так называемый "мозг млекопитающих " (или "эмоциональный мозг"). Третьей же, заключительной частью является кора больших полушарий или неокортекс .

Mозг человека сопоставим по размеру с кокосовым орехом, напоминает по форме грецкий орех, по цвету - сырую печень, а по консистенции замороженное сливочное масло.

Подобно своду собора, КОРА ГОЛОВНОГО МОЗГА возвышается над обоими полушариями. В переводе с латинского cortex означает "кора", она покрывает наш мозг. Эта "кожа" по толщине такая же как папиросная бумага. Кажется, будто она втиснута в пространство, слишком маленькое для размеров ее поверхности. Так и есть: если кору распрямить, она окажется размером с пеленку для младенца. По виду кора головного мозга напоминает скорлупу ореха. Углубления на поверхности коры называют бороздами, выпуклости - извилинами. Ландшафт, образуемый бороздами и извилинами, у разных людей слегка различается, но главные складки коры, подобно вертикальному углублению под носом, свойственны всем нам и используются в качестве ориентиров на этой "местности".

Каждое из полушарий разделено на четыре доли, границы между которыми отмечены складками. В самой задней части каждого полушария расположена затылочная доля , внизу сбоку, в районе уха - височная , вверху - теменная , а спереди - лобная .


  • Затылочная доля состоит почти исключительно из отделов, обрабатывающих зрительную информацию.

  • Теменная занимается в основном функциями, связанными с движением, ориентацией, расчетами и определенными формами узнавания.

  • Височная занимается звуком, восприятием речи (обычно только в левом полушарии) и некоторыми аспектами памяти,

  • Лобная доля ведает самыми сложными из функций мозга: мышлением, формированием понятий и планированием. Кроме того, лобные доли играют важную роль в сознательном переживании эмоций.


Если разрезать наш мозг на половинки по средней линии, отделив полушария друг от друга, мы увидим, что под корой располагается сложное скопление модулей: вздутий, трубок и камер. Некоторые из них можно уподобить по размеру и форме орешкам, виноградинам или насекомым. Каждый их модулей выполняет свою функцию или функции, а все модули связаны перекрещивающимися проводами аксонов. Большинство модулей окрашены в сероватый цвет, придаваемый им плотно упакованными телами нейронов. Однако связывающие их тяжи светлее, потому что покрыты оболочкой из белого вещества миелина, играющего роль изолятора, помогающего электрическим импульсам быстро распространяться по аксонам.

За исключением единственной структуры - эпифиза в глубине мозга, - каждый модуль мозга имеется у нас в 2-х экземплярах - по одному на каждое полушарие.

Самая заметная структура на внутренней поверхности каждой половинки разрезанного мозга - это изогнутая полоска белой ткани, называемая МОЗОЛИСТЫМ ТЕЛОМ . Мозолистое тело соединяет полушария друг с другом и играет роль моста, по которому в обе стороны постоянно передается информация, так что обычно полушария работают как единое целое.


А вот совокупность модулей, расположенных под мозолистым телом, называют ЛИМБИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ (limbus — граница, край). Она окутывает верхнюю часть ствола головного мозга, будто поясом, образуя его край и именно поэтому называется "лимбической".

По виду лимбическая система похожа на скульптуру скорпиона, несущего сморщенное яйцо на спине. В эволюционном плане она древнее коры, самой древней структуры нашего мозга. Иногда ее называют еще "мозгом млекопитающих", исходя из представлений о том, что она впервые возникла у древних млекопитающих. Работа этой части мозга совершается бессознательно (это же касается и работы ствола мозга), но оказывает сильнейшее воздействие на наши ощущения: лимбическая система тесно связана с расположенной над ней осознающей корой и постоянно посылает туда информацию.

В лимбической системе рождаются эмоции, а так же большинство из многочисленных потребностей и побуждений, которые заставляют нас вести себя тем или иным образом, помогая нам увеличивать свои шансы на выживание (функции, которые некоторые ученые называют четырьмя "С": сражаться, съедать, спасаться и совокупляться).

Но у отдельных модулей лимбической системы есть немало других функций.

Клешня скорпиона, называемая МИНДАЛИНОЙ, а в других случаях миндалевидным телом (по-английски Amygdala ) , отвечает за формирование как отрицательных эмоций, таких как страх, так и положительных, например, удовольствия. Миндалевидное тело отвечает не только за эмоции, но и за воспоминания о них.

Нога, соединяющая клешню с телом скорпиона, называется ГИППОКАМП . Гиппокамп ("морской конек", сходство с которым можно заметить, только если посмотреть на этот орган в разрезе и напрячь воображение) превращает кратковременную память человека в долговременную.

Хвост скорпиона обвивает яйцеобразное образование, похожее на букву "С", как будто защищая его. Это яйцо - ТАЛАМУС , одна из самых активных частей мозга - нечто вроде ретрансляционной станции, обрабатывающей и распределяющей поступающую в нее информацию по соответствующим частям мозга для дальнейшей обработки.

Под таламусом располагается ГИПОТАЛАМУС , который вместе с гипофизом постоянно поправляет настройки нашего организма, поддерживая его в состоянии наилучшей приспособленности к окружающей среде.


Гипоталамус представляет собой группу ядер (скоплений нейронов), каждое из которых помогает управлять побуждениями и инстинктивными склонностями нашего организма. Это крошечная структура (ее вес составляет всего лишь около одной трехсотой от веса всего головного мозга), но она имеет огромное значение, и даже ничтожные нарушения в работе одного из входящих в ее состоав ядер могут приводить к серьезным физическим и психическим расстройствам.


Под лимбической системой расположена самая древняя нейроструктура - СТВОЛ МОЗГА или так называемый "МОЗГ РЕПТИЛИЙ ". Она возникла более полумиллиарда лет назад и довольно похожа на весь головной мозг современных рептилий.

Ствол образован нервами, идущими от тела через позвоночник и передающими информацию о разных частях организма в головной мозг.

Если посмотреть на любой участок мозга при большом увеличении, можно увидеть плотную сеть клеток. Большинство из них - глиальные клетки, сравнительно просто выглядящие структуры, основная функция которых состоит в склеивании всей конструкции и поддержании ее физической целостности. Глиальные клетки также играют определенную роль в усилении или синхронизации электрической активности в мозге: например, они могут усиливать боль, как при воспалении седалищного нерва, возбуждая нейроны, передающие болевые сигналы.

Клетки, непосредственно создающие активность мозга,- это нейроны (примерно десятая часть от общего числа клеток головного мозга), приспособленные для передачи друг другу электрических сигналов.


Среди нейронов есть длинные и тонкие, посылающие единственный нитевидный отросток в дальние уголки организма, есть звездчатые, тянущиеся во все стороны, а есть несущие густо ветвящиеся венцы, напоминающие нелепо разросшиеся оленьи рога.
Каждый нейрон связан с множеством - до десяти тысяч - других нейронов.
Эта связь осуществляется через отростки двух типов: аксоны , по которым сигналы поступают от тела клетки, и дендриты , по которым клетка получает водящую информацию.
При еще большем увеличении можно увидеть крошечную щель, отделяющую каждый дендрит от соприкасающегося с ним аксона. Участки таких соприкосновений называют синапсами . Чтобы через синапс прошел электрический сигнал, аксон, по которому поступает этот сигнал, выделяет в синаптическую щель особые вещества - нейромедиаторы. Среди нейромедиаторов есть и делающие клетку, на которую они передают сигнал, менее активной, но есть и вызывающие ее возбуждение, так что возникающие в результате работы множества возбуждающих синапсов цепные реакции обеспечивают одновременную активизацию миллионов связанных друг с другом клеток мозга.
Процессы, происходящие в мозге с клетками и молекулами, лежат в основе нашей психической жизни, и именно за счет манипуляций с такими процессами работают самые впечатляющие физические методы психотерапии.
Так, антидепрессанты воздействуют на нейромедиаторы, обычно усиливая действие тех, которые относятся к группе аминов: серотонина, дофамина и норадреналина.

Из книги Риты Картер "Как работает мозг".

Основы НЛП

Теоретические основы НЛП
http://becmology.blogspot.ru/2011/06/blog-post_30.html

НЛП – это мостик между сознанием и подсознанием, который облегчает доступ к заложенной в нас информации.

НЛП учитывает следующие психофизиологические особенности человеческого восприятия:

  • смысл фраз, составленных более чем из 13 слов (по другим данным из 7 слов), сознание обычно не воспринимает, поэтому нет смысла их применять;
  • речь можно понимать лишь при ее скорости, не превышающей 2,5 слов в секунду;
  • фраза, произносимая без паузы дольше 5-6 секунд перестает осознаваться;
  • любое эмоциональное возбуждение (но только не сопереживание) обычно затрудняет понимание других;
  • неправильный язык оказывает отрицательное влияние на восприятие сообщаемого; несоответствие употребляемого выражения стандартному значению, а то и стилистическим канонам иной раз вызывает негативные эмоции, сводящие на нет всю пользу от беседы;
  • у большинства людей есть некие критические слова, особенно воздействующие на психику, вследствие чего, услышав их, объект внезапно возбуждается и теряет нить ведущегося разговора;
  • мгновенный переход от дружелюбия к немотивированной враждебности способен вызвать растерянность, оцепенение, страх и даже эмоциональный шок;
  • людей, охваченных внезапным гневом, заметно легче рассмешить, чем в обычном настроении, в этом состоит один из ценных способов нейтрализации конфликтов;
  • активность восприятия в огромной степени зависит от способности полученной информации разбередить в памяти человека таящиеся там воспоминания;
  • то, что всецело ново для партнера и никаким образом не стыкуется с его познаниями, не вызывает у него и особого интереса, а чем больше индивид знаком с предметом, тем более его интересуют частности и нюансы;
  • когда субъект вообще не знаком с каким-либо вопросом, последующее восприятие предмета обычно сильно обусловливается первичным сообщением о нем;
  • известию, полученному первым, гораздо больше доверяют, чем всем полученным в дальнейшем;
  • люди обычно преувеличивают информационную ценность событий, подтверждающих их гипотезу, и недооценивают информацию, противоречащую ей;
  • человек высказывает 80% из того, что хочет сообщить, а слушающие его воспринимают лишь 70% из этого, понимают – 60%, в памяти же у них остается от 10 до 25%;
  • чтобы партнер смог воспринять передаваемую информацию, необходимо постоянно повторять ему главенствующие там мысли и положения;
  • чем лучше мы осознаем предмет беседы, тем легче ее запоминаем;
  • «средний человек» удерживает в памяти не более четверти того, что было сказано ему лишь пару дней назад;
  • лучше всего память работает между 8-12 часами утра и после 9 часов вечера, хуже всего - сразу после обеда;
  • лучше всего запоминается последняя часть информации, несколько хуже – первая, тогда как средняя – чаще всего забывается;
  • память человека способна сохранить до 90% из того, что человек делает, 50% из того, что он видит и 10% из того, что он слышит;
  • прерванные по тем или иным причинам действия запоминаются в два раза лучше, чем законченные;
  • слишком значительный объем наличной информации сбивает с толку и препятствует ее переработке;
  • интеллект лучше всего работает в положении человека сидя, хуже – стоя, совсем плохо – лежа;
  • пожилые люди лучше всего соображают утром, молодые – вечером;
  • люди, как правило, умнее и расчетливее в 8 часов утра;
  • стоящий человек имеет некое психологическое преимущество над сидящим;
  • при импульсивном эмоциональном реагировании обычно понимается не более чем треть от воспринимаемой информации, поскольку возникающий при этом стресс готовит для активного ответа тело (выбрасыванием в кровь адреналина, активизацией дыхания и пульса);
  • при передаче информации 7% информации сообщается посредствам слов (вербально), 30% – выражается звучанием голоса и более 60% идет по прочим невербальным каналам (мимика, жесты, взгляд).

Базовые пресуппозиции

В основу теории НЛП положены так называемые пресуппозиции – аксиоматические убеждения об устройстве человека и мира, используемые также как инструмент, облегчающий, по мнению авторов, достижение целей.

Базовые пресуппозиции по Ричарду Бэндлеру:

  1. Карта – не территория.
  2. Любое поведение мотивировано позитивным намерением; для любого поведения существует контекст, в котором оно ценно.
  3. Способность изменять процесс восприятия реальности часто полезнее изменения содержания воспринимаемой реальности.
  4. Калибровка – умение понимать чувства людей. Все различения, касающиеся окружающей среды и собственного поведения, на которые способны человеческие существа, можно представить в терминах визуального, аудиального и кинестетического восприятия.
  5. Все ресурсы, нужные людям для изменения, у них уже есть.
  6. Обратная связь вместо неудачи – все результаты определенного поведения являются достижениями, позволяют они достигнуть желаемого результата в данном контексте или нет.
  7. Смысл коммуникации в ответе, который вы получаете.

1. Карта – не территория . Мы воспринимаем мир через пять чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Поскольку информации поступает очень много, мы сознательно или бессознательно удаляем то, на что нам не хочется обращать внимание. Мы фильтруем информацию, опираясь на опыт прошлого, а также на собственные ценности и убеждения. Результат подобной фильтрации оказывается неполным и неточным, поскольку в самом начале многие важные элементы были удалены, а остальные обобщены или искажены. Отфильтрованная информация образует нашу внутреннюю карту, которая влияет на физиологию человека и «состояние бытия». Естественно, что такая карта влияет и на наше поведение.

Рис. Модель НЛП

У каждого из нас свой личный жизненный опыт, свой взгляд на мир. И этот взгляд на мир уникален. Личный взгляд на мир человека в НЛП называют картой (в отличие от окружающего мира, который, соответственно, называют территорией). Карты бывают разные – более или менее удобные, подходящие и подробные. Единственное, какими они не бывают – правильными или неправильными, потому что это только описание, модель. Любая, даже очень хорошая карта, где-то будет не слишком удобна: самая лучшая карта города Москвы совершенно бесполезна в Киеве, а карта вин французского ресторана не слишком удобна для ориентации в метро города Берлина.

И, естественно, карта не является территорией, точно так же как очень подробное описание борща (даже с картинками) самим борщом не станет. Так вот, большинство проблем возникает, когда человек пытается мир (территорию) подогнать под свою карту, вместо того, чтобы перерисовать свою карту так, чтобы она была более удачной для данной территории. И в какой-то мере все то, чем занимается НЛП – это помощь человеку в нахождении таких личных карт мира, которые помогут ему стать более успешным, удачливым, счастливым и здоровым. Естественно, если он этого хочет.

Очень многие приемы изменения в НЛП связаны с «расширением» карты – поиском более широкого взгляда на ситуацию. Действительно, если у нас есть проблема, то решение находится где-то вне нашей карты мира. И для того, чтобы проблеме разрешить, надо карту расширить так, чтобы это самое решение в нее попало.

2. Любое поведение мотивировано позитивным намерением . Все что мы делаем, мы делаем для реализации собственных намерений. Каждое поведение служит для достижения какой-то положительной цели. Намерение – это позитивная цель, которая лежит за любым нашим поведением. Что бы мы не делали – говорили, бегали, ругались, смотрели фильм – все это служит определенной цели. Мы чистим зубы для здоровья, покупаем новую обувь для удобства, а новую машину для престижа, читаем статьи для знаний, занимаемся сексом для удовольствия, пьем кофе по утрам для бодрости. Даже у вроде бы «негативного действия» – истерики, депрессия, аллергии – практически всегда есть намерение. Когда спрашивали людей, которых спасли после попытки самоубийства, «зачем они это делали», они отвечали что-то вроде: «Я хотел наконец обрести спокойствие».

При этом нужно понимать, что вполне положительное намерение для его обладателя может реализовываться очень неприятно для других людей. Маньяк с топором в темном переулке может хотеть получить для себя удовольствие, воодушевление или уверенность в себе, но для попавших под его удовлетворение намерения, его поведение не слишком приятно.

3. Способность изменять процесс восприятия реальности часто полезнее изменения содержания воспринимаемой реальности . Когда мы общаемся, часть информации мы передаем при помощи слов, вербально, а часть при помощи голоса, жестов, поз, мимики – невербально. Иначе говоря, вербальная информация – это содержание, а невербальная – форма этого самого содержания, которая передает отношение, оценку, контекст восприятия. Невербалика и содержание создают смысл. В общении невербалика занимает около 85%, а вербальная информация всего 15%.

4. Калибровка – умение понимать чувства людей . Люди говорят одно, но часто чувствуют и действуют сильно иначе. В НЛП есть такое важное понятие, как калибровка – умение замечать внешние признаки состояния. Потому как любая наша оценка проявляется во всем теле: в интонациях, движениях, жестах, позе, конструкции предложения или дыхании. И калибровка позволяет понять, что на самом деле человек чувствует, как к кому относится, чего хочет. И намного меньше обращать внимания на то, что он говорит. Так как говорить он может для того, чтобы понравиться, что от него ждут или что он считает более правильным сказать в данный момент. Или просто потому, что не осознал свои оценки и чувства. Калибровка позволяет сделать общение намного более точным и эффективным, а поведение человека намного более понятным.

5. Все ресурсы, нужные людям для изменения, у них уже есть . В НЛП предполагается что у нас либо уже есть нужные ресурсы для достижения цели: стать более успешным, прекратить курить, общаться лучше или, наконец, написать этот доклад, – либо мы их можем найти. Мир большой, нужно просто поискать.

По крайней мере, думая так, вы скорее добьетесь результата, чем медитируя на тему «почему я такой несчастный» и «у меня все равно ничего не получится», «я не создан для счастья».


Человек всю жизнь стремится преодолеть хаотическую сущность природы: «вписать» ее в существующие рамки, подчинить правилам. Один из наглядных примеров – бескрайние поля, которые, если смотреть на них с высоты птичьего полета, напоминают не то полосатый махровый халат, не то красочную иллюстрацию из учебника по геометрии. Особую любовь к таким ландшафтам питает Алекс МакЛин (Alex MacLean) – один из популярнейших аэрофотографов в мире.


Алекс МакЛин «болеет» небо с далекого 1975 года, когда впервые поднялся над землей на своем четырехместном самолете Cessna 182. С тех пор страсть к полетам не утихает, в небе фотограф провел уже более 6000 часов, не выпуская из рук камеру. МакЛин – архитектор по образованию, возможно, поэтому ему так импонируют ровные линии на разноцветных полях или же причудливые узоры на безлюдных равнинах.


Фотограф с воодушевлением рассказывает о каждом из полетов, признаваясь, что в кабине самолета можно даже почувствовать аромат цветов. МакЛин сейчас проживает в городе Линкольн (штат Массачусетс), он ежедневно совершает по несколько вылетов, каждый из которых может длиться по два-три часа. Иногда он выбирается и на дальние расстояния, проводя за штурвалом по шесть-восемь часов. Правда, дальние перелеты по стране Алексу не по душе: слишком подолгу приходится кружить над каждым понравившимся объектом.


Примечательно, что, помимо эстетического значения, фотографии Алекса нередко могут иметь и практическое применение: так, в объектив мастера нередко попадают местности, где чрезмерное загрязнение окружающей среды чревато экологическими бедствиями.

Почему считается, что невербальные сигналы достовернее слов? Почему мы часто загораемся какой-то идеей, но затухаем, когда дело доходит до ее реального выполнения? Почему мы зависаем в соцсетях, вместо того чтобы убираться в квартире? Ответить на эти и другие практические вопросы нам поможет теория. А если быть точнее – теория Пола Маклина (Paul D. MacLean), согласно которой у человека можно выделить не один, а три мозга . Также мы рассмотрим модель А.Р. Лурии , название которой в чем-то созвучно модели Маклина: система трех функциональных блоков мозга .

Обращаем внимание на то, что в этой статье все вопросы рассматриваются с точки зрения практической психологии . Строение мозга с точки зрения нейробиологии остается за рамками материала.

Три мозга Маклина

Согласно теории Маклина, наш мозг можно разделить на три составляющие, или на три слоя , возникновение которых связано с эволюцией.

Практические выводы из модели Маклина

Знание теории трех систем мозга позволяет ответить на все вопросы, обозначенные во вступлении к статье. Здесь мы приведем ответы в общем виде, а с конкретными примерами, методами и способами вы сможете ознакомиться в соответствующих статьях нашего сайта. Главное, что выводы из этой теории позволят вам понять, с чем связано то или иное явление и как с ним можно бороться.

Три системы мозга: вербальная vs невербальная коммуникация

Например, почему говорят, что невербальные сигналы достовернее слов? Потому что за невербальные сигналы отвечает лимбический мозг , а за слова – неокортекс. Как мы говорили выше, неокортекс поддается нашему контролю, тогда как лимбический мозг – практически нет. Поэтому если на словах человек отвечает положительно, а его жесты выдают отрицательный ответ, это весомый повод усомниться в правдивости речи.

Умение считывать жесты других людей – безусловно полезный навык, который может дать много полезной информации. Однако в любом хорошем издании, посвященном этой теме, вам обязательно напишут: не ставьте на человека ярлыки прежде, чем выясните все обстоятельства . Например, считается, что если человек притрагивается к носу, значит, он врет. В некоторых случаях это так, но возможны и другие варианты. Скажем, 15 минут назад у этого человека внезапно пошла кровь из носа, и теперь он инстинктивно проверяет, все ли в порядке.

Противостояние лимбического мозга и неокортекса

Что касается прокрастинации , боязни нового, а также энтузиазма в теории и ничегонеделания на практике, то эти, как и другие подобные ситуации, объединяет противостояние неокортекса и лимбического мозга . Напомним, что последний не любит изменений, стремится оградить нас от эмоциональных травм и предпочитает сиюминутные удовольствия. Поэтому мы часто прокрастинируем задачи, которые в прошлом уже приводили к неудачам (лимбический мозг защищает нас от неприятных эмоций). Из-за него же порой нам так тяжело дается выход из зоны комфорта : никто не знает,
что может там ожидать, и лимбический мозг заранее настраивает нас против такого шага и против изменений (даже положительных).

С противоречием между этими двумя частями мозга связан и тот факт, что мы часто даем себе обещания, а потом не выполняем их . Дело в том, что обещания, цели и планы – прерогатива неокортекса. Но все это ведет к изменениям и/или откладывает сиюминутное получение удовольствия, что вызывает протест со стороны лимбической системы мозга. Вот вам что больше хочется: смотреть сериальчик или убираться? Кушать скучную полезную еду или лакомиться пиццей и шоколадным тортиком? Лимбический мозг бастует, и большинство из нас так или иначе поддается на его провокации. Поэтому мы зависаем в Сети с чипсами вприкуску, вместо того чтобы заняться уборкой и придерживаться диеты.

С другой стороны, неокортекс способен вдохновить нас, заразить энтузиазмом , чтобы мы начали что-то делать, и это ощущение распространяется и на эмоциональный мозг. Но, когда энтузиазм и вдохновение уходят, лимбическая система вспоминает о том, что пора бы расслабиться, и нас снова тянет к сиюминутным удовольствиям. Вот почем наше бодренькое начало скатывается все к тем же прокрастинации и ничегонеделанию.

Учитывая, что лимбический мозг отвечает за эмоции, а новая кора – за логику, противостояние этих двух систем прослеживается и в ситуациях, когда «умом человек понимает, что к чему, а сердцем чувствует по-другому». Только в таком контексте это должно звучать: «Неокортексом понимаю, но лимбическая система заставляет меня думать другому».

Какой вывод можно сделать?

Впрочем, все описанное выше еще не значит, что единственное, что нам остается – идти на поводу у лимбического мозга. Просто, чтобы добиться большего успеха за более короткое время, стоит учесть данное противоречие. Одна из самых частых рекомендаций – по возможности успокоить лимбический мозг, не вгонять его в панику .
Например, именно из-за его протестов у многих из нас не получается начать новую жизнь с понедельника или с 1 января. Резкие изменения (и страх неудачи) совершенно не нравятся лимбическому мозгу, и далеко не всем хватает силы воли противостоять его искушениям.

Поэтому часто эффективнее выходить из зоны комфорта постепенно и также постепенно бороться с прокрастинацией (если, конечно, у вас есть для этого соответствующие возможности). Небольшие шаги не вызовут столь яркого протеста лимбической системы. Кроме того, незначительные изменения, как правило, предполагают, что вы ставите перед собой такие цели, которых можно достичь в краткосрочной перспективе (например, «Учить каждый день по 10 новых иностранных слов»). Если вы их достигнете, это станет отличной мотивацией к тому, чтобы дальше двигаться в выбранном направлении. В то время как долгосрочные цели («Выучить иностранный язык») не дадут быстрых результатов, а значит, не станут мотиватором для лимбического мозга, ведь он хочет положительных эмоций здесь и сейчас, а не когда-то там в будущем.

Рептильный мозг: притуплен, но не забыт

Обратимся и к рептильному мозгу. В современном мире он охраняет нас, но активен далеко не в полной мере. Его бОльшая активность была необходима тогда, когда человек выживал в суровой природе. Сейчас он нам тоже, безусловно, нужен, но на него сваливается не так много работы, как раньше. Между тем иногда слишком активная его работа приводит к психологическим проблемам . Скажем, порой именно ему обязаны сильным страхам, всепоглощающей ярости и другим предельно ярким, но не всегда продуктивным чувствам.

Из-за схожести названий кто-то может предположить, что модель трех функциональных блоков по Лурии и система «Три мозга» по Маклину также схожи. У них действительно есть точки пересечения, однако в целом Лурия и Маклин подходили к мозгу с разных позиций, поэтому и концепции у них различны.

Так, основатель советской нейропсихологии Александр Романович Лурия и его коллеги
выделили три функциональных блока мозга, исходя из того, как в нем проистекают высшие психические функции : что при этом происходит, какие отделы мозга задействованы и за что конкретно они ответственны. Именно поэтому специалисты говорят, что данная модель представляет собой концепцию мозга как материального субстрата психики . Система из трех функциональных блоков показывает, почему пациенты с теми или иными поражениями могут с легкостью выполнять одни задачи, но испытывают затруднения при выполнении других.

Предлагаем в общих чертах рассмотреть модель А. Р. Лурии, чтобы понять, чем эта система отличается от модели «Три мозга» по Маклину и как у нас в голове осуществляются высшие психические функции.

Мозг как система из трех функциональных блоков


Подытоживая описанное выше, представим краткое описание системы трех функциональных блоков мозга по А. Р. Лурии:

  • первый блок – обеспечение условий для психической деятельности;
  • второй блок – получение и анализ «входящей» информации (в значительной степени от органов чувств);
  • третий блок – собственно психическая деятельность.

“Мы должны посмотреть на себя и на мир глазами трех совершенно разных личностей”, две из которых не вооружены речью.
Человеческий мозг, считает Мак-Лин, «равнозначен трем взаимосвязанным биологическим компьютерам», из которых каждый имеет «свой собственный разум, свое собственное чувство времени и пространства, собственную память, двигательную и другие функции».

Цитаты из статьи:

Все люди обладают триединой системой мозга, которая включает:
- ретикулярный (рептильный) мозг,
- эмоциональный (лимбический, млекопитающий) мозг,
- визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс).

1. Рептильный мозг (R-комплекс)

Существует 100 млн. лет, он – самый древний.

Оказывает фундаментальное влияние на наше поведение. Отвечает за безопасность вида и управляет базовым поведением. Это инстинкт размножения, защита своей территории, агрессия, желание всем обладать и все контролировать, следование шаблонам, имитация, обман, борьба за власть, стремление к иерархическим структурам, ритуальное поведение, контроль меньшинства.
Ему присущи хладнокровное поведение, отсутствие сопереживания, безразличие к последствиям наших действий относительно других людей.

Его функции достаточно просты: «бежать – сражаться – замереть». Он очень полезен для немедленных реакций. Сначала – реакция, затем осмысление. В этом смысле это наш «автопилот», которым сознательно мы управлять не можем. Его главная задача – защита тела, он настроен на оборону, он всегда «на страже» и высматривает опасность для организма.

Так же именно рептильный мозг в первую очередь становится объектом внешних манипуляций с целью внедрить вам постоянную боязнь «не выжить», пичкая информацией о кризисах, о росте цен, войнах, катастрофах, авариях, насилии, проводя болезненные реформы и многое другое, чем пугает нас современное общество от колыбели до самой могилы.

Он так же иногда путает воображаемую опасность с реальной угрозой. В таких ситуациях рептильный мозг буквально берет под контроль ваш разум и тело.

Наверняка вы можете вспомнить, что в вашей жизни были моменты, когда рептильный мозг брал верх над вашим разумом и вы «перереагировали» на ситуацию? В каком-то смысле наш рептильный мозг все еще выполняет в нас функции древних динозавров, или наших далеких и диких предков.

2. Лимбическая система – «эмоциональный мозг».

Мозг млекопитающего. Его возраст 50 млн. лет, это наследство от древних млекопитающих.

Он отвечает за выживание особи, самосохранение и самозащиту; управляет социальным поведением, материнской заботой и воспитанием. Он участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, переживаний, памяти, сна, бодрствования и др. Этот мозг на 98% идентичен мозгу «братьев наших меньших».

Эмоциональный мозг считается главным генератором эмоций, связывает эмоциональную и физическую деятельность. Здесь зарождаются страх, веселье, смена настроений. Кстати сказать, именно лимбическая система подвержена воздействию психотропных веществ. Нарушения в работе лимбической системы могут вызвать ничем не объяснимые приступы ярости, страха или чувствительности.

Эмоциональный мозг дарит нам «жизнь чувств». Важно знать, что это «однообразный мозг», он любит комфорт и рутину, стремится к безопасности и постоянству. Для эмоционального мозга безопасность – это делать сегодня то, что ты делал вчера, а завтра – то, что делал сегодня.

«Гравитация» эмоционального мозга в своем стремлении сохранить то, что у нас уже есть, проявляется в сопротивлении переменам, она удерживает и тянет нас назад, в так называемую «зону комфорта» – status quo, как часть гомеостаза. Любые наши попытки выйти из нее для эмоционального мозга – стресс.

Каждое решение, которое вы собираетесь предпринять, проходит через его фильтр: «А хорошо ли это для меня? А безопасно ли это для моей семьи? Нет ли в этом угрозы?». И если что-то угрожает, вы отвергаете этот выбор. Другими словами, когда эмоциональный мозг принимает решения, он основывается на том, что близко вам и знакомо.

Когда вы чувствуете сопротивление переменам, это значит, что эмоциональный мозг управляет вашим разумом.

Его черты:
- живет настоящим временем;
- аудиальность (коммуникации с помощью звуков и тонов);
- ориентация на жизнь в группе, его приоритет – выживание группы, семьи, клана;
- не знает вариантов, только «да» и «нет», «хорошо-плохо», «это или то»;
- ассоциативность с определенными моментами жизни – когда мы думаем о чем-то, мы входим в образ и испытываем чувства.

Эмоциональный мозг не отличает угрозы нашему телу от угрозы нашему эго. Поэтому мы начинаем защищаться, даже не разобравшись в сущности ситуации.

Рептильная и эмоциональная системы мозга существуют вместе уже 50 млн. лет и очень хорошо взаимодействуют. Поэтому так важно понимать, что эти две крепко связанные системы часто могут брать контроль над разумом и телом. Для рептильного мозга угроза может быть физической, для эмоционального – эмоциональной. Например, потеря любви, страх неизведанного, или изменения, происходящие в жизни человека.

3. Визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс – левое и правое полушария).

Мыслящий мозг. Это рациональный разум – самая молодая структура. Возраст 1,5 – 2,5 млн. лет.

Он являет собой то, что мы называем рассудком: размышления, умозаключения, способность к анализу, в нем происходят познавательные процессы и т.п. Обладает пространственным мышлением, здесь возникают визуализационные картинки, сосредоточенность на будущем, его исследование и анализ.

С его помощью вы можете представить все, что захотите!

Это еще и наша «мыслемешалка» (примерно 60 000 мыслей в день!).

Этот мозг может определить:
- какие действия вам нужно предпринять,
- поставить цели и составить план,
- обсуждать ваши цели и мечты,
- вдохновить вас и стать причиной действий на короткий промежуток времени,
- с помощью логики принимать или отвергать идеи и цели.

Важно помнить, что сознательный мозг не отвечает за действия на долгосрочной основе.
Сегодня нейрология доказала, что сознательный мозг отвечает за перспективные цели всего на 2%. Остальные 98% – ответственность нашего подсознания.

Теперь, имея представление об устройстве нашего мозга, можно двигаться дальше. В свое время Конфуций говорил, что “мир преобразуют те, кто смог преобразовать себя, зная, что величайшее мастерство начинается с контроля ума. Когда ум становится послушным слугой человека, весь мир ляжет у его ног”.

В продолжение материала цитаты на эту тему из другого источника:

Настоящие и скрытые возможности головного мозга

1. Рептильный мозг

В ходе Эволюции человека первым получил развитие ствол мозга, называемый рептильным мозгом. Он у человека – самый слабый компонент интеллекта. Эта область мозга отвечает за сенсорно-моторные реакции (работа пяти органов чувств, с помощью которых мы воспринимаем материальный мир).

Жизнь человека протекает в трехмерном пространстве.
На восприятие диапазона этого пространства ориентированы наши органы чувств, а следовательно, и связанное с ними Сознание. Как видите, диапазон этот невелик, если учесть, что пространство многомерно и отнюдь не линейно, как его воспринимаем мы.

Реальный мир, в котором мы живем и на который ориентировано наше Сознание, – совсем не такой, каким мы его знаем и представляем (идеализируем). Этот неизведанный Мир нам сейчас только еще предстоит изучить, познать и обжить.

Поведенческие стереотипы, заложенные в рептильном мозге, связаны с инстинктом выживания, со стремлением к продолжению рода.

Когда рептильный мозг проявляет доминирующую активность, человек теряет способность мыслить на всех остальных, несоизмеримо более высоких уровнях. Развитие мозга и мышления идет только через учебу, другого не дано: либо вы его напрягаете, либо теряете! При «потере» своего мозга человек деградирует.

Чтобы этого избежать, для начала будет достаточно согласиться с фактом ограниченности, неполноты нашего восприятия Мира, архаичности нашей «точки отсчета» и «системы мер». Мудрость гласит: «Что будет измерено, то и будет сделано». Живем в веке атомном, а меряем «четвертями», на глазок.

Если задуматься, то восприятие Мира с точки зрения рептилии (ее глазами) человек принимает за Истину в последней инстанции, построив на этом зыбком и весьма ненадежном фундаменте свои миропонимание, мораль, нравственность...

2. Мозг млекопитающего

Рептильный мозг окружен очень сложной лимбовой системой, получившей название «мозг млекопитающего».

Эта область мозга на эволюционной лестнице располагается значительно выше рептильного мозга и имеется у всех млекопитающих. Его функции эмоциональные и познавательные. Эта часть мозга отвечает за ощущения, переживания, память и обучение; управляет биоритмами, проявлением чувства голода, контролирует кровяное давление, сон, обмен веществ, ритм сердца, состояние иммунной системы.

Рептильный мозг играет важную роль в поддержании жизнедеятельности организма: именно с этим мозгом связано влияние эмоций на здоровье. Лимбовая система воспринимает сигналы, идущие от органов чувств (слух, зрение, осязание), и передает полученную информацию в мыслящую часть мозга – неокортекс.

Люди, у которых доминирует лимбовая часть мозга, эмоциональны и обидчивы. Или впадают в другую крайность: с головой уходят в учебу, работу, в дела, взваливают на себя массу чужих забот и обязанностей, обременительных и зачастую не несущих никому никакой пользы.

Так как лимбовая система непосредственно связана с неокортексом, то ее доминирование растрачивает психическую энергию неокортекса на решение проблем и задач лимбовой системы, попросту сжигает ее эмоциями, вместо того, чтобы употребить на решение конкретных практических дел с осязаемым результатом!

3. Мыслящий мозг (неокортекс)

Неокортекс располагается сверху и с боков лимбовой системы.

Его масса составляет восемьдесят процентов всей массы мозгового вещества, и он присущ только человеку. Это центр высшей умственной деятельности – средоточие Истинного Интеллекта.

Неокортекс воспринимает, анализирует, сортирует сообщения, полученные от органов чувств. Ему присущи такие функции, как рассуждение, мышление, принятие решений, реализация творческих способностей человека, осуществление целесообразного управления двигательными реакциями, речью, реализация Человека вообще.

Неокортекс является шестым (психическим, интуитивным) органом чувств. Его развитие активизирует так называемое ментальное чувство, которое позволяет ощущать тончайшие вибрации Мироздания, молекулы ДНК, мысли других людей – воспринимать все бессознательные процессы, осознавать, а, следовательно, и управлять ими.

Именно в неокортексе заложены безграничные возможности процесса познания и реализации их в жизни. Эта область мозга управляет телепатическими, лингвистическими, экстрасенсорными способностями. Только благодаря развитию неокортекса человек может творчески реализовывать себя и совершить прорыв в Эволюцию. О том, что это такое, наука еще не догадывается.

Высшей формой проявления мысли является интуиция. Именно интуиция – способность человека считывать информацию из внешнего Мира (не только трехмерного, но и многомерного) – позволяет расширять диапазон Его познания.

Этот труд заключается в постоянной учебе, развитии познания, критического самоосознания и творческого применения знаний на практике. Под учебой понимается только одно: каждый человек должен знать и понимать себя и свой организм. Не забудьте: «Что будет измерено, то и будет сделано».

Наши комментарии:

Это социальное научное исследование, судя по всему построенное на теории эволюции.....наталкивает сразу на ряд интересных идей, которые полностью подтверждаются Эзотерическим Договором:

1. Во-первых, Эзотерическая модель говорит о том, что любой физический орган (мозг) - имеет свои тонкие тела и служит для выполнения различных функций.

Мозг - это приемо-передатчик управляющего сигнала, поступающего через сахасрара чакру человека и управляющий всем нашим поведением, действиями и мотивацией к ним...из Эгрегоров.

Если посмотреть на эту схему триединого мозга - с такой точки зрения Эзотерической модели, то можно предположить что:

- рептильный мозг = равно сознанию тела.

Лимбический мозг (эмоциональный) = равно сознанию животного ментала.

Ну а визуальный мозг (неокортекс) = равно нашему человеческому разуму.
И судя по всему именно активной работе левого полушария, логическому и рациональному "мышлению"

Из этих предпосылок рождается вытекает следующая идея - активность различных частей мозга и касты (уровень сознания человека):

Если было бы возможно провести исследование, то наверняка будет присутствовать связь, между кастой человека и тем отделом мозга который наиболее активен:

- у 1 касты вероятно будет преобладать рептильный мозг (инстинкты тела)
- у 2 касты - лимбический-млекопитаюшего (эмоции, животный ментал)
- у 3 касты - визуальный - некортес (разум)

Понятно, что у каждого живого человека, будет в той или иной степени активны и задействованы все отделы три-единого мозга в разной вариации, но их преобладание судя по фактам будет разниться от касты к касте.

При этом, в социальной Модели приведенного исследования напрочь отсутствует понятие "Сознания", хотя самим словом ученые уже и оперерируют.

Это еще в большей степени подтверждает Эзотерическую модель.
Уровень людей касты 3+ и тем более 4 - самостоятельного мышления, активного Сознания (а не разума) - вообще не существует в такой модели.

2.Во-вторых, и что еще более интересно...эта информация косвенно подтверждает, каким образом происходит эгрегориальное управление Человеком Социальными Эгрегорами.

Все эти три различных физических части мозга - являются приемниками-антеннами для получения различных команд к исполнению, осуществляемых социальным человеком машинально, на автомате.

Человек управляется реакциями своего тела (приемник рептильного мозга), или своими эмоциями (приемник лимбического мозга), или таки разумом (приемник визуального мозга).

То есть это 3 приемника для разных частей сигнала, но цель всех этих программ абсолютно идентична - Человек живет на уровне тела-эмоций-разума, являясь просто механическим биороботом с спящим сознанием.
Что собственно и наблюдается....

Шансов пробудить Сознание, отключившись от этих программ - в Социуме нет.

Все эти нюансы - абсолютно совпадают с тем, что написано в пособии "Эзотерической модели Мира Действия" .

Через подобные социальные открытия, приведенная в пособии схема-рисунок того, как "Боги" создали искусственные эгрегоры для управления человеком - четко показывает, как они же настроили и человеческий биоробот таким образом, чтобы он "жил себе спокойно" и не лез куда не следует....

Все очень "гармонично устроенно...."

3. В-третьих, Эзотерическую модель подтверждает и еще одна идея проскальзывающая за всей этой социальной моделью три-единого мозга.....

Предпосылкой к возможному росту человека, к пробуждению и активизации сознания - будет максимальная активность именно третьего мозга...Неокортеса.
Почему?

По сути это уровень 3 касты. Но этого мало. Чего же не хватает? Что так упорно не замечают в Социальной модели? И что объективизировано в нашем Пособии....

Предположу, что по всей видимости когда активен именно этот "третий мозг, рационально мышления" - прорыв возможен только в случае, если хоть в какой-то степени будет задействован и приемник "правого полушария".

У Человека появляется малейший шанс на какое-то уже на самом деле самостоятельное мышление.

Отчасти, сами ученные уже говорят об "интуиции" в своих статьях - но никак не объясняют эти механизмы в своей три-единой модели физического мозга, что в принципе понятно, база их исследований социальная модель - Материя первична.

Если посмотреть на гениев и великих ученых всех времен...
Все они обладали именно таким тандемом: наряду с активным аналитическим и рациональным мышлением у подавляющего большинства присуствуют различные состояния включения других механизмов: инсайт, интуиция, получение информации во сне и т.д.

Сама социальная наука, будучи ограничена только "физическим органами" и объектами, не позволяет сделать еще шаг вперед....и найти то - что отсутствует в этой модели...

Этот переход, следующий шаг - будет связан с активизацией работы правого полушария - и синхронизацией работы обоих приемников...