Правила консервации объекта капитального строительства. Азы консервации основных средств (бухгалтерский и налоговый учет имущества, переводимого на консервацию)

ПОРЯДОК КОНСЕРВАЦИИ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА РАЗЛИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВО КОТОРЫХ ПРИОСТАНОВЛЕНО

1. Настоящий Порядок устанавливает общие требования к консервации объектов капитального строительства различного назначения, строительство которых приостановлено.

2. Консервация объекта капитального строительства производится при необходимости прекращения работ или их приостановки на срок более 6 (шести) месяцев.

Консервацией объекта капитального строительства является временное приостановление строительства на срок более 6 (шести) месяцев и приведение объекта и территории, использованной для строительства, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность основных конструкций, и безопасность объекта для населения и окружающей среды.

3. При консервации объекта капитального строительства, как правило, предполагается, что по устранении причин, повлекших консервацию, работы на объекте будут продолжены теми же участниками договора строительного подряда.

При прекращении строительства объекты капитального строительства могут быть либо ликвидированы установленным порядком, либо реализованы другим лицам, пожелавшим продолжать строительство и располагающим необходимыми финансовыми средствами.

4. Консервация объекта капитального строительства может производиться при различной степени завершенности строительства.

Степень завершенности строительства определяется следующим образом:

4.1. Начальная стадия строительства (от 0 % до 15 % объема работ) соответствует следующему уровню организации подготовительных и строительно-монтажных работ:

Определены поставщики оборудования и материалов;

Выполнены работы по временным зданиям и сооружениям в рамках проекта.

4.2. Средняя стадия строительства (свыше 15 % до 50 % объема работ) соответствует следующему уровню организации подготовительных и строительных работ:

Завершены изыскательные и проектные работы;

Начаты и практически закончены работы по возведению стен и конструкции крыши;

Начаты работы по монтажу технологического оборудования и внутренних систем.

4.3. Высокая стадия строительства (свыше 50 % до 75 % объема работ) соответствует следующему уровню организации строительно-монтажных работ на объекте:

Завершены изыскательные работы;

Начаты и продолжаются поставки оборудования и материалов;

Выполнены работы по временным зданиям и сооружениям в рамках проекта;

Работы по монтажу технологического оборудования и внутренних систем выполнены в пределах (50-75) %;

Начаты отделочные работы.

4.4. Завершающая стадия строительства (свыше 75 % до 99 % объема работ) соответствует следующему уровню организации строительно-монтажных работ на объекте:

Завершены изыскательные и проектные работы;

Закончены поставки оборудования и материалов;

Закончены работы по возведению стен и конструкции крыши;

Выполнены работы по временным зданиям и сооружениям в рамках проекта;

Завершаются работы по монтажу технологического оборудования и внутренних систем;

Отделочные работы на объекте выполнены в пределах (50-99) %;

Начаты пусконаладочные работы на объекте.

5. Решение о прекращении или приостановке строительства принимает застройщик (заказчик и извещает о принятом решении исполнителя работ (подрядчика), орган местного самоуправления а также соответствующие орган, выдавший разрешение на строительство и орган государственной строительного надзора, если такой надзор предусмотрен Градостроительным кодексом для данной вида строительства.

6. О факте прекращения или приостановки строительства в трехдневный срок должны быть поставлены в известность также, в случае необходимости, ГИБДД органов внутренних дел с целью отмены ранее введенных ограничений движения транспорта и пешеходов, а также владельцы территорий, включенных в территорию строительной площадки в соответствии с утвержденным и, согласованным градостроительным планом земельного участка.

7. Строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

8. Решение о проведении консервации и порядок консервации объектов капитального строительства устанавливается и утверждается руководителем организации застройщика (заказчика). Типовая форма приказа «О переводе на консервацию объектов капитального строительства» приведена в к настоящему Порядку.

9. Застройщик (заказчик) и исполнитель работ не позднее чем через месяц после принятия решения о прекращении или приостановке строительства составляют:

9.1. Акт о приемке выполненной части объекта с описанием состояния объекта, указанием объемов и стоимости выполненных работ, и приложением ведомости примененных (смонтированных) на объекте оборудования, материалов и конструкций. При этом применяется унифицированная форма № КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» (Утверждена Постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г, № 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ»). Акт составляется на основании данных Журнала учета выполненных работ (форма № КС-6а) в необходимом количестве экземпляров. Фактические объемы выполненных строительно-монтажных работ должны быть сопоставлены с данными смет, а также данными учета соответствующих служб заказчика и подрядчика, в том числе посредством проведения контрольных обмеров. Акт подписывается уполномоченными представителями сторон, имеющих право подписи (производителя работ и застройщика (заказчика). На актах приемки субподрядных работ обязательно наличие заверительных подписей и печати генерального подрядного предприятия, принявшего работу. На основании данных Акта о приемке выполненных работ заполняется Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3).

9.2. Ведомость неиспользованных и подлежащих консервации (хранению) оборудования, материалов и конструкций. Типовая форма Ведомости приведена в к настоящему Порядку.

9.3. Перечень работ и затрат, необходимых для обеспечения сохранности законсервированных зданий (сооружений) или их конструктивных элементов. Указанный Перечень составляется с участием проектной организации. Типовая форма Перечня приведена в к настоящему Порядку.

10. На основе Перечня работ и затрат, необходимых для обеспечения сохранности законсервированных зданий (сооружений) или их конструктивных элементов проектной организацией по поручению заказчика в 2-месячный срок после принятия решения о консервации строительства составляются смета и, в случае необходимости, рабочие чертежи на проведение работ по консервации объекта капитального строительства, а также смета на мероприятия по обеспечению их сохранности.

Смета на проведение работ по консервации после согласования ее с подрядчиком и смета на мероприятия по обеспечению сохранности законсервированного предприятия (объекта) утверждаются застройщиком (заказчиком).

Разработка рабочих чертежей и составление смет на проведение работ по консервации и на мероприятия по обеспечению сохранности законсервированного предприятия (объекта) производится по дополнительному соглашению, заключенному между заказчиком и проектной организацией.

11. Заказчик обязан в 2-месячный срок со дня принятия решения о консервации строительства предприятий (объектов) произвести с подрядной организацией расчеты за выполненные до принятия решения о консервации объемы строительно-монтажных работ, возместить убытки подрядной организации, понесенные ею в связи с расторжением или изменением договоров на поставку материалов и конструкций, а также оплатить расходы по перевозке строительных материалов и оборудования на другие стройки (если таковая имеет место).

12. После согласования сметы на проведение работ по консервации и сметы на мероприятия по обеспечению сохранности законсервированного предприятия (объекта) заказчик и подрядчик должны оформить Акт о приостановлении строительства. При этом применяется унифицированная , утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 11 ноября 1999 г, № 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ». В акте должны быть указаны следующие данные (по объектам, работам и затратам, приостановленным строительством):

Сметная стоимость - полная стоимость по договору и стоимость фактически выполненных строительно-монтажных работ;

Фактические затраты на дату консервации;

Средства, необходимые для расчетов с подрядной организацией;

Стоимость работ и затрат, необходимых на консервацию (включая затраты по возмещению убытков поставщикам и подрядчикам).

Акт составляется в необходимом количестве экземпляров по каждой стройке с указанием раздельно приостановленных строительством работ. Один экземпляр передается подрядчику, второй - заказчику (застройщику). Третий представляется по требованию инвестора.

Унифицированная «Акт о приостановлении строительства» приведена в к настоящему Порядку.

13. Выполнение строительно-монтажных работ, предусмотренных сметой на проведение работ по консервации, осуществляется подрядной организацией по дополнительному соглашению к генеральному договору подряда на капитальное строительство. В дополнительном соглашении предусматриваются сроки выполнения работ и сдачи заказчику законсервированных предприятий (объектов) и конструктивных элементов.

Расчеты за выполненные строительно-монтажные работы по консервации предприятий (объектов) производятся на основании актов приемки выполненных строительно-монтажных работ, составленных по форме № КС-2.

Строительно-монтажные работы, выполненные подрядчиком до консервации, и строительно-монтажные работы по консервации предприятий (объектов) включаются в объем строительно-монтажных работ.

14. Законсервированный объект и стройплощадка передаются по акту застройщику (заказчику). К акту прилагаются исполнительная документация, журнал работ, а также документы о проведенных в ходе строительства обследованиях, проверках, контрольных испытаниях, измерениях, документы поставщиков, подтверждающие соответствие материалов, работ, конструкций, технологического оборудования и инженерных систем объекта проекту и требованиям нормативных документов.

15. Возможность возобновления строительства объектов после длительного перерыва должна устанавливаться специализированными проектными и научно-исследовательскими организациями путем тщательного освидетельствования конструкций, определения их фактической прочности, уровня коррозионного поражения конструктивных элементов и оформления (продления) разрешения на строительство в уполномоченных органах.

16. Объекты капитального строительства, строительство которых возобновляется после консервации, заказчиком передаются подрядчику по акту с указанием технического состояния на день передачи.

Работы по расконсервации объектов капитального строительства, включая восстановительные работы, выполняются подрядчиком по смете, утвержденной в порядке, установленном настоящего Порядка для смет на работы по консервации.

Приложения.

Приказ о переводе на консервацию объектов капитального строительства

Ведомость несмонтированных оборудования, конструкций и материалов, подлежащих консервации

Перечень работ и затрат, необходимых для обеспечения сохранности законсервированных зданий (сооружений) или их конструктивных элементов

Унифицированная «Акт о приостановлении строительства»

Приложение 1

(наименование организации)

ПРИКАЗ

(место составления)

О переводе на консервацию объектов капитального строительства

В связи с

указать причины перевода

перевести на консервацию следующие объекты капитального строительства:

Наименование объектов капитального строительства

Кадастровый номер земельного участка и инвентарный номер объекта капитального строительства

Степень завершенности строительства *)

Сроки консервации

Ответственными за проведение консервации назначить:

(ФИО, должность)

(ФИО, должность)

(ФИО, должность)

(ФИО, должность)

(должность)

(подпись)

(расшифровка подписи)

(визы)

(Исполнитель, № тел.)

*) Определяется в соответствии с Порядка

Приложение 2.

Наименование застройщика

Наименование стройки

ВЕДОМОСТЬ НЕСМОНТИРОВАННОГО ОБОРУДОВАНИЯ, КОНСТРУКЦИЙ И МАТЕРИАЛОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ КОНСЕРВАЦИИ

Наименование оборудования, материалов и конструкций

Единица измерения

Количество

Стоимость единицы

Общая стоимость (в рублях)

(печать)

(подпись)

(печать)

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ И ЗАТРАТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ ЗАКОНСЕРВИРОВАННЫХ ЗДАНИЙ (СООРУЖЕНИЙ) ИЛИ ИХ КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

Наименование объектов, конструктивных элементов, видов работ и затрат

Единица измерения

Объем работ, подлежащий выполнению

Примечание .

Один экземпляр Перечня передается проектной организации, составляющей смету на проведение работ по консервации объектов;

Состав и объем работ могут быть уточнены проектной организацией в процессе составления сметы.

Руководитель организации застройщика (заказчика)

(печать)

(подпись)

Руководитель подрядной строительной организации

(печать)

(подпись)

Руководитель проектной организации

(печать)

(подпись)

Консервация объектов основных средств осуществляется тогда, когда они временно не используются. Эта процедура присутствует в практике многих компаний.

Приказ о консервации основных средств

Этот документ является обязательным. В решении руководства должна быть указана следующая информация:

  1. Причины временного неиспользования ОС.
  2. Срок консервации основных средств.
  3. Должности ответственных сотрудников.

Руководитель назначает специалистов, которые отвечают как за непосредственную консервацию, так и последующую расконсервацию основных средств. Кроме этого, определяются лица, обеспечивающие надлежащее их хранение в период временного простоя.

Дополнительное оформление

Сотрудники должны провести инвентаризацию и составить соответствующий акт консервации основных средств. Данным документом подтверждается факт совершения операции. Приказ выступает в качестве бумаги, удостоверяющей намерение предприятия законсервировать основные средства. Фактическое проведение процедуры этим документом подтвердить нельзя. Перевод основных средств на консервацию предполагает выполнение ряда мероприятий. В их числе доведение неиспользуемых временно активов до состояния, при котором будет обеспечиваться их надлежащее хранение. При обратном выводе ОС в производство проводятся соответствующие мероприятия по приведению их в пригодный для эксплуатации вид. В законодательстве не предусмотрены унифицированные бланки актов. Компания вправе разработать их самостоятельно.

Амортизация

При выведении ОС из активного состояния на период более 3-х мес. она не начисляется. Возобновить расчет амортизации можно будет после обратного ввода в эксплуатацию. Учет консервации основных средств выполняется в соответствии с Правилами 6/01 и Методическими указаниями. Продление периода полезного использования более чем на три месяца не предусматривается. Но в бухучете начисление амортизации можно осуществлять и по окончании этого времени. В этой связи после обратного ввода ОС в актив расчеты ведутся так же, как и до их выведения.

Прекращение и возобновление начислений

У многих специалистов возникает вопрос, с какого времени следует приостановить и затем начать расчет амортизации по ОС, переведенных на консервацию на период более 3-х мес. Месяц прекращения и возобновления начислений компания устанавливает самостоятельно. Вариант, который будет выбран, должен фиксироваться в ее учетной политике. Законодательство не устанавливает конкретный момент прекращения и возобновления расчетов по средствам, законсервированным больше чем на 3 мес. В учетной политике следует зафиксировать один из вариантов:

  1. Приостановление амортизационных начислений осуществляется с 1 числа месяца, когда произошла консервация основных средств. Расчет следует возобновить с первого числа того периода, в который ОС было выведено обратно в производство.
  2. Начисление останавливается с 1-го числа месяца, который пойдет за тем, в течение которого была проведена консервация основных средств. Возобновляется расчет с первого числа периода, который следует за тем, на протяжении которого ОС выведены в производство.

В учетной политике целесообразно закрепить такой же порядок приостановления и возобновления амортизационных начислений по ОС, законсервированным на период больше 3-х мес., как и в налоговом учете. Это позволит избежать возникновения временных разниц. Они могут приводить к формированию отложенных налоговых обязательств.

Основные средства: консервация (1С)

Для отражения операции в программе вводится документ "Изменение состояния основных средств". Он предназначен для остановки либо возобновления амортизационного начисления. Далее нужно выбрать "Событие" - "Консервация" из справочника операций с ОС. Вид процедуры "Начисление амортизации". В графе "Влияет на расчет" ставится галочка. Поле "Начислять амортизацию" остается неотмеченным. При снятии с консервации вводится документ "Изменение состояния основных ср-в". Далее выбирается "Событие". Им будет "Снятие с консервации" с видом "Начисление амортизации". В графе "Влияет на начисление" нужно поставить галочку. Также отмечается поле "Начислять амортизацию".

Отчетность

Предприятие обязано фиксировать ОС по степени их применения:

  • в эксплуатации;
  • в резерве (запасе);
  • во временном неиспользовании и так далее.

Это правило устанавливается в Методических указаниях №91н. Фиксировать состояние ОС в соответствии с их использованием можно с либо без отражения на сч. 01 (03). В случае если консервация основных средств выполняется на период более 3-х мес., целесообразно показывать их на отдельном субсчете. При обратном выведении ОС в производство следует отразить следующее:

Дб 01 (03), субсч. "ОС в эксплуатации"

Кт 01 (03), субсч. "ОС на консервации"

Расконсервировано.

В процессе осуществления данных процедур с активами могут появиться затраты. К примеру, это могут быть материальные расходы на упаковку, монтаж/демонтаж оборудования и так далее. Если такие затраты появляются, когда выполняется рас- и консервация основных средств, проводки будут такими:

Дб 91-2 Кт 10 (23, 68, 60, 69…)

Включены расходы по расконсервации, консервации и хранению ОС.

ОСНО: обложение прибыли

Налоговый учет расходов будет зависеть от назначения имущества, которое консервируется. Если ОС используются в непроизводственном секторе, то затраты не учитываются. Это обусловлено тем, что эти расходы не будут обоснованными в экономическом смысле, они не касаются деятельности компании, приносящей доход. Если основные средства, находящиеся на консервации, используются в производстве, то затраты будут уменьшать базу по обложению на прибыль. Издержки по выводу ОС во временное неиспользование включаются во внереализационные расходы.

Методы начисления

При расчете налоговая база уменьшается в том периоде, к которому относятся внереализационные расходы. Затраты на рас- и консервацию отражаются в том временном промежутке, в котором был подписан соответствующий акт. Именно в этот период затраты считаются экономически обоснованными. Расходы на содержание временно неиспользуемых ОС отражаются в тот промежуток времени, в который они были произведены. К примеру, смазочные материалы учитываются тогда, когда были подписаны документы, доказывающие их использование. Если на предприятии применяется кассовый метод, то, кроме приведенных выше требований, необходимо, чтобы затраты были оплачены.

Прочие издержки

Часто возникает вопрос, можно ли включать в расчет налога на прибыль коммунальные платежи, затраты на освещение и охрану здания, находящегося на консервации. Да, эти расходы включаются во внереализационные издержки. Данное положение присутствует в ст. 265, п. 1, подп. 9 НК. Предприятие, таким образом, вправе отразить в налоговой отчетности затраты, направленные на сохранение законсервированных ОС в надлежащем состоянии. При этом, согласно ст. 252, п. 1 НК, необходимо иметь документальные подтверждения и экономическое обоснование этих расходов. Затраты, которые влечет консервация основных средств, направленных на обслуживание хозяйств и производств, следует отражать обособленно.

НДС при ОСНО

Порядок консервации основных средств не предусматривает восстановления налога на добавленную стоимость с их остаточной цены. Но во время нахождения ОС в неиспользуемом состоянии или при обратном выводе в актив у предприятия может появиться обязанность начислить НДС. Восстанавливать налог следует в случаях, если:

  1. ОС передается в уставной капитал другой компании.
  2. Предприятие переходит с ОСНО на ЕНВД или УСН.
  3. Начато использование освобождения от НДС.
  4. Основное средство после расконсервации применяется для выполнения операций, которые этим налогом не облагаются.

Данные требования установлены в ст. 170, п. 3 НК.

Важный момент

Некоторые специалисты интересуются, допускается ли принимать к вычету НДС со стоимости услуг/работ/материалов, которые были приобретены для консервации/расконсервации и содержания неиспользуемых основных средств. Эта процедура разрешена, если в последующем компания будет применять ОС в процессах, облагаемых указанным выше налогом. Обуславливается это тем, что консервация объектов основных средств выступает в качестве наилучшего варианта, обеспечивающего сохранность активов. В этой связи принятие к вычету налога со стоимости вспомогательных материалов/услуг/работ будет зависеть от назначения ОС после обратного выведения в использование. Если после расконсервации компания предполагает применять средства в процессах, облагаемых НДС, то расходы, которые возникнут при переводе на консервацию, будут связаны с деятельностью, которая также предусматривает это начисление. В таких случаях сумму принимают к вычету по обычным правилам.

Другими словами, начисление проводится после того, как указанные услуги/работы/материалы будут приняты к учету при наличии документа (счета-фактуры). Данное положение установлено в ст. 172, п. 1 НК. Если ОС будут использоваться в операциях, не облагаемых налогом, то входящий НДС включается в стоимость вспомогательных средств, потребовавшихся для их консервации. Вместе с этим, на данный вопрос существует и иная точка зрения. В качестве одного из главных условий применения вычета выступает использование работ/материалов/услуг для исполнения операций, облагаемых НДС. Данное требование присутствует в ст. 171, п. 2 НК.

Так как консервация основных средств не предусматривает их использование в деятельности, которая попадает под обложение НДС, то компании нет причин использовать вычет. Кроме этого, непосредственно сам процесс представляет собой определенные операции, выполняемые для собственных нужд фирмы. Затраты, которые возникают вследствие проведения консервации, снижают налогооблагаемый доход как внереализационные расходы. Данное положение присутствует в ст. 265, п. 1, подп. 9. Исполнение данных работ не облагается НДС в соответствии со ст. 146, п. 1, подп. 2. В этой связи организация в данном случае не имеет права на вычет.

Налог на транспорт и имущество

Во время нахождения на консервации основные средства не перестают облагаться:

  1. Транспортным налогом. Данное требование устанавливает статья 358 НК.
  2. Налогом на имущество. Это положение содержится в ст. 375 НК. В качестве исключения выступает имущество, которое принято на учет как основное средство с 1-го января 2013-го года.

УСН

Налоговая база компании, находящейся на упрощенной системе, выплачивающей единый налог с дохода, не уменьшается на расходы по консервации основных средств. При УСН не включаются в расчет никакие затраты. Это положение зафиксировано в ст. 346.18, п. 1 НК. Для предприятий, использующих упрощенную систему и выплачивающих единый налог от величины разницы между расходами и доходами, издержки, которые связаны с консервацией, снижают базу, если они присутствуют в перечне статьи 346.16 НК. К примеру, это могут быть:

  • Материалы (упаковочные, смазочные и пр.), необходимые для содержания ОС.
  • Зарплата сотрудников, осуществляющих консервацию.

Налоговая база снижается по мере появления и оплаты затрат.

Другие расходы

Учитываются ли при УСН затраты на приобретение ОС, которые законсервированы на период больше трех месяцев? Нет, они в расчеты не включаются. Налоговая база при использовании "упрощенки" может быть уменьшена на расходы по покупке ОС, признанных амортизируемым имуществом согласно гл. 25 НК. В частности, данное положение предусматривается в ст. 346.16. Учет основных средств предполагает исключение временно неиспользуемых ОС из амортизируемого имущества.

ЕНВД

Обложению при такой системе подлежит вмененный доход. В этой связи расходы, касающиеся консервации основных средств, на расчет базы влияния не оказывают. Если предприятие совмещает ЕНВД и ОСНО, то расчет будет зависеть от назначения ОС. Если они применяются исключительно при осуществлении деятельности на общей системе, то учет основных средств, а также расходы по выводу их из активов во временное неиспользование, осуществляется по правилам, действующим для этого режима обложения. Данное положение установлено в ст. 346.26 и ст. 274 НК. Если ОС используются только при операциях на ЕНВД, то никакие расходы не учитываются в базе по единому налогу, поскольку в качестве объекта обложения выступает вмененный доход. Это требование зафиксировано в ст. 346.29 НК. Если ОС используется при деятельности, осуществляемой на обеих системах, то входной НДС и расходы по консервации следует распределить.

Пример

По приказу руководителя ОАО "Фирма" в июле линия производства была законсервирована на 4 месяца. Исходная ее стоимость - 780 тыс. руб. Предприятие использует линейный метод при расчете амортизации, выплачивает поквартальный налог на прибыль и применяет способ начисления. Компания не выполняет операций, которые НДС не облагаются. В июле затраты на консервацию составили:

  1. Материальные расходы - 500 руб. (упаковочные и смазочные материалы).
  2. Зарплата специалистов - 1000 руб. (в том числе, взносы на страхование).

Расконсервация линии была осуществлена в ноябре. Расходы на работы состояли из зарплаты специалистов, которые проводили консервацию (с учетом страховых взносов). С августа по ноябрь бухгалтерия не начисляла амортизацию повременно неиспользуемой производственной линии по налоговой и бухгалтерской отчетности. С декабря расчет был возобновлен. Как перед, так и после консервации ежемесячная амортизационная сумма составила 13 тыс. руб. В документации были сделаны записи:

В июле:

Дебет 01 субсч. "ОС на консервации"

Кредит 01 субсч. "ОС в эксплуатации"

780 тыс. руб. - выполнена консервация производственной линии.

Дебет 91-2 Кредит 10 (69, 70)

1500 руб. (500+1000) - учтены расходы на выполнение работ по консервации.

Дебет 25 Кредит 02

13 тыс. руб. - начислена амортизация.

В ноябре:

Дебет 01 субсч. "Основные средства на эксплуатации"

Кредит 01 субсч. "ОС на консервации"

780 тыс. руб. - расконсервация производственной линии.

Дебет 91-2 Кредит 70 (69)

1000 руб. - включены затраты на выполнение работы по расконсервации.

В декабре:

Дебет 25 Кредит 01

13 тыс. руб. - начисление амортизации по производственной линии.

НДС (входной) со стоимости материалов, которые были использованы при выполнении работ по консервации ОС, бухгалтерия приняла к вычету. Остаточная цена производственной линии, находившейся во временном неиспользовании, была включена в расчет налога на имущество. Налоговая база по прибыли была снижена на величину расходов, возникших при выполнении работы по консервации и расконсервации линии производства:

  1. 1500 руб. (500+1000) были включены в расчеты при составлении декларации по налогу на доход за 9 мес. текущего отчетного года.
  2. 1000 руб. были учтены при оформлении отчетных документов по обязательному отчислению с прибыли за год.

Заключение

Таким образом, консервация основных средств представляет собой документированный процесс перевода ОС в состояние неиспользования. Составление отчетной документации, расчеты по налогам зависят от системы, которую использует предприятие. Как правило, при начислении базы, определении амортизационных сумм не возникает особых проблем.

Схема учета поступления основных средств

Новая бухгалтерия, N 12, 2008 год

Практикум
А.Дьяков,
аудитор

Организации, имеющие на балансе большое количество основных средств, иногда сталкиваются с необходимостью перевода части объектов на консервацию. У работников бухгалтерии при этом возникают вопросы, связанные с документальным оформлением такой операции. Ведь часть документов, которые нужны для подтверждения затрат по консервации при расчете налога на прибыль, придется составлять самостоятельно внутри организации.

По разным причинам, например из-за сокращения объема производства, остановки деятельности подразделения, изменения профиля производства, отсутствия заказов или сырья и т.д., руководству организации приходится переводить объекты основных средств (ОС) на консервацию.

Консервация помогает сохранить характеристики объектов основных средств, необходимые для их эксплуатации в дальнейшем, так как при консервации прекращается использование объектов основных средств, принимаются дополнительные меры для поддержания их в исправном состоянии, ограничивается доступ посторонних лиц к объекту основных средств либо объект ОС помещается в специально отведенное для хранения место.

Документальное оформление перевода объекта на консервацию

Надлежащее документальное оформление консервации - обязательное условие для признания затрат на ее проведение при исчислении налога на прибыль.

И в бухгалтерском, и в налоговом учете порядок перевода объектов основных средств на консервацию один и тот же. Он установлен соответственно п.23 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" и п.3 ст.256 НК РФ . Объект переводится на консервацию по решению руководителя на срок свыше трех месяцев. Следовательно, для проведения этой процедуры необходим приказ руководителя организации.

Обычно на консервацию переводятся объекты основных средств, которые находятся в определенном технологическом комплексе или имеют законченный цикл технологического процесса.

Подтверждением перевода объекта основных средств на консервацию является акт о консервации объектов основных средств. Унифицированной формы данного первичного документа нет. Поэтому организации сами должны разработать его форму и утвердить ее в учетной политике.

Прежде чем издать приказ о переводе объектов основных средств на консервацию, руководитель предприятия на основании поступившей заявки от инициатора перевода объектов основных средств на консервацию должен создать комиссию по переводу объекта основных средств на консервацию из представителей администрации, технических служб, руководителя соответствующего подразделения, к которому относятся объекты ОС, подлежащие консервации, бухгалтерии и экономических служб для освидетельствования объектов ОС, подлежащих консервации, оформления документов на консервацию, оценки экономической целесообразности консервации ОС, составления сметы затрат на содержание законсервированных объектов ОС, оценки технического состояния этих объектов при их последующей расконсервации, а также инвентаризационную комиссию для проведения инвентаризации основных средств, подлежащих консервации.

После рассмотрения оформленных материалов по переводу объекта основных средств на консервацию, поступивших от председателя комиссии по переводу объекта ОС на консервацию и председателя инвентаризационной комиссии, издается приказ руководителя о переводе объекта основных средств на консервацию.

Затем составляется акт о переводе объекта ОС на консервацию.

Поговорим подробнее о том, какие документы необходимы для перевода основных средств на консервацию и как правильно их составить.

Для оформления процедуры перевода ОС на консервацию потребуются следующие документы:

Заявка на перевод объекта основных средств на консервацию;

Приказ руководителя о создании комиссии по переводу объекта основных средств на консервацию;

Акт оценки экономической целесообразности консервации объекта основных средств;

Заключение о консервации объекта основных средств;

Приказ руководителя о переводе объекта основных средств на консервацию;

Акт о переводе объекта основных средств на консервацию;

Смета расходов на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов;



Заявка на перевод объекта основных средств на консервацию

Данный документ составляется инициатором перевода основных средств на консервацию в случае, если объекты не используются из-за сокращения объема производства, остановки деятельности подразделения, изменения профиля производства, неисправности оборудования и т.п.

Она составляется на имя руководителя, визируется главным бухгалтером и передается руководителю общества для вынесения решения о переводе объекта основных средств на консервацию.

Приказ руководителя о создании комиссии по переводу объекта(ов) основных средств на консервацию

Этим приказом создается комиссия по переводу объекта основных средств на консервацию из представителей администрации, технических служб, руководителя соответствующего подразделения, к которому относятся объекты ОС, подлежащие консервации, бухгалтерии и экономических служб для освидетельствования объектов ОС, подлежащих консервации, оформления документов на консервацию, оценки экономической целесообразности консервации основных средств, а также оценки технического состояния этих объектов при их последующей расконсервации.

Приказ (распоряжение) о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-22)

Инвентаризационная опись основных средств (форма N ИНВ-1)

Этот документ составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами комиссии отдельно по каждому месту хранения ценностей и лицом, ответственным за сохранность основных средств.

Один экземпляр передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, а второй - остается у материально ответственного лица.

Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств (форма N ИНВ-18)

Эта ведомость применяется для отражения результатов инвентаризации основных средств, по которым выявлены отклонения от данных учета.

В сличительной ведомости отражаются результаты инвентаризации, т.е. расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

Сличительная ведомость составляется бухгалтером в двух экземплярах, один из которых хранится в бухгалтерии, второй - передается материально ответственному лицу.

Акт оценки экономической целесообразности консервации объекта основных средств

Названный акт составляется и подписывается членами комиссии по переводу объекта основных средств на консервацию и утверждается председателем комиссии. В акте отражается экономическая целесообразность консервации объекта основных средств.

В данном документе, в частности, указываются:

Планируется ли использование консервируемого объекта основных средств в будущем;

Превысят или нет расходы на консервацию объекта основных средств убытки от содержания незаконсервированных объектов основных средств;

Сохранятся ли на консервации необходимые характеристики объекта основных средств, переводимых на консервацию;

Могут ли качества объекта основных средств, переводимых на консервацию, остаться неизменными и без консервации.

Заключение о консервации объекта основных средств

Данное заключение составляется и подписывается членами комиссии по переводу объекта основных средств на консервацию и утверждается председателем комиссии.

В заключении отражаются:

Причина и основания для перевода объекта основных средств на консервацию;

Перечень имущества, которое переводится на консервацию, его балансовая стоимость и срок консервации (начало и окончание);

Вывод: подлежат или не подлежат приведенные в перечне объекты основных средств переводу на консервацию.

Приказ руководителя о переводе объекта основных средств на консервацию

Этот приказ издается после рассмотрения оформленных материалов по переводу объекта основных средств на консервацию, поступивших от председателя комиссии по переводу объекта основных средств на консервацию и председателя инвентаризационной комиссии.

В приказе указываются причины и основания для консервации объекта основных средств на срок более трех месяцев, перечень имущества, которое переводится на консервацию, его балансовая стоимость и сроки консервации (начало и окончание).



Акт о переводе объекта основных средств на консервацию

Указанный акт является подтверждением перевода объекта основных средств на консервацию.

Данный документ должен содержать наименование основного средства, инвентарный номер объекта основных средств, первоначальную стоимость, сумму начисленной амортизации, остаточную стоимость, причины и сроки консервации. Форма акта утверждается руководителем организации при принятии учетной политики для целей бухгалтерского учета.

Акт подписывается комиссией по переводу объекта основных средств на консервацию и утверждается руководителем общества.

Смета расходов на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов

Все расходы на содержание законсервированных объектов основных средств производятся на основании и в пределах сметы на эти цели, утвержденной руководителем организации.

Основными статьями расходов по смете могут быть:

Затраты на оплату труда рабочих, непосредственно выполняющих работы по консервации объекта, охраны и т.п.;

Отчисления на социальные нужды во внебюджетные фонды;

Материалы, израсходованные на консервацию;

Услуги вспомогательного производства (ремонтная мастерская, автомобильный транспорт и т.п.);

Услуги сторонних организаций;

Прочие расходы.

Инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма N ОС-6)

На основании письменного приказа руководителя общества о переводе объекта основных средств на консервацию и акта о переводе объекта ОС на консервацию помещает инвентарные карточки учета основных средств (форма N ОС-6) объекта, переведенного на консервацию, в отдельную картотеку - "Основные средства на консервации". По ним прекращается начисление амортизационных отчислений на время установленного срока консервации (не менее трех месяцев) начиная с 1-го числа следующего месяца.

Порядок перевода основных средств на консервацию приведен в табл. 1.

Таблица 1.

Таблица 1

Порядок перевода объекта основных средств на консервацию

Действие

Ответственное лицо

1. Составить заявку на перевод объекта основных средств на консервацию и подписать ее

3. Направить заявку руководителю общества для принятия решения о переводе объекта основных средств на консервацию

Инициатор перевода ОС на консервацию

4. Создать комиссию по переводу объекта основных средств на консервацию из представителей администрации, технических служб, руководителя соответствующего подразделения, к которому относятся объекты ОС, подлежащие консервации, бухгалтерии и экономиче-ских служб для освидетельствования объектов ОС, подлежащих консервации, для оформления документов на консервацию, оценки экономической целесообразности консервации основных средств, а также оценки технического состояния этих объектов при их последующей расконсервации

5. Создать инвентаризационную комиссию для проведения инвентаризации основных средств, подлежащих консервации

Руководитель или лицо, им уполномоченное

6. Провести инвентаризацию объектов основных средств, подлежащих консервации

7. Произвести оценку экономической целесооб-разности консервации основных средств

8. Оформить (составить и подписать) заключение о консервации объекта основных средств

Члены комиссии по переводу объекта ОС на консервацию

9. Оформленные материалы по переводу объекта основных средств на консервацию передать на рассмотрение руководству общества

Председатель комиссии по переводу объекта ОС на консервацию

10. Издать приказ руководителя общества о переводе объекта основных средств на консервацию с указанием причин и основания для консервации объекта основных средств, перечня имущества, которое переводится на консервацию, и его балансовой стоимости

Руководитель или лицо, им уполномоченное

11. Оформить (составить и подписать) акт о переводе объекта основных средств на консервацию, содержащий перечень и стоимость имущества, подлежащего консервации

Члены комиссии по переводу объекта ОС на консервацию

12. Составить смету расходов на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов

Члены комиссии по переводу объекта ОС на консервацию

13. Данные о консервации зафиксировать в инвентарной карточке объекта основных средств (форма N ОС-6)

Бухгалтер по учету основных средств

Расконсервация

Для того чтобы грамотно осуществить обратный процесс - расконсервацию объектов основных средств, организация также должна оформить соответствующие документы.

Это:

Заявка на расконсервацию объектов основных средств;

Приказ руководителя о создании комиссии по расконсервации объектов основных средств;

Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-22);

Инвентаризационная опись основных средств (форма N ИНВ-1);

Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств (форма N ИНВ-18);

Акт оценки технического состояния объектов основных средств, подлежащих расконсервации;

Заключение о расконсервации объектов основных средств;

Приказ руководителя о расконсервации объектов основных средств;

Акт о расконсервации объектов основных средств;

Инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма N ОС-6).

Заявка на расконсервацию объекта основных средств

Указанная заявка составляется инициатором расконсервации основных средств в случае, если объекты подлежат дальнейшему использованию в производственном процессе. Заявка составляется на имя руководителя, визируется главным бухгалтером и передается руководителю общества для вынесения решения о расконсервации объекта основных средств.

Форма заявки утверждается руководителем общества при принятии учетной политики для целей бухгалтерского учета.

Приказ руководителя о создании комиссии по расконсервации объекта(ов) основных средств

Данным приказом создается комиссия по расконсервации объекта основных средств из представителей администрации, технических служб, руководителя соответствующего подразделения, к которому относятся объекты ОС, подлежащие расконсервации, бухгалтерии и экономических служб для освидетельствования объектов ОС, подлежащих расконсервации, оформления документов на расконсервацию, а также для оценки технического состояния этих объектов.

Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-22).

Указанный приказ типовой унифицированной формы является письменным заданием, конкретизирующим содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации проверяемого объекта, а также персональный состав инвентаризационной комиссии.

Приказ (постановление, распоряжение) подписывается руководителем общества и вручается председателю инвентаризационной комиссии.

Инвентаризационная опись основных средств (форма N ИНВ-1).

Инвентаризационная опись (типовая унифицированная форма N ИНВ-1) применяется для оформления данных инвентаризации основных средств (зданий, сооружений, передаточных устройств машин и оборудования, транспортных средств, инструмента, вычислительной техники, производственного и хозяйственного инвентаря и т.п.).

Данная опись составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами комиссии отдельно по каждому месту хранения ценностей и лицом, ответственным за сохранность основных средств. Один экземпляр передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, а второй - остается у материально ответственного лица.

Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств (форма N ИНВ-18).

Этот документ применяется для отражения результатов инвентаризации основных средств, по которым выявлены отклонения от данных учета.

В сличительной ведомости отражаются результаты инвентаризации, т.е. расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Ведомость составляется бухгалтером в двух экземплярах, один из которых хранится в бухгалтерии, второй - передается материально ответственному лицу.

Акт оценки технического состояния объектов основных средств, подлежащих расконсервации.

Указанный акт составляется и подписывается членами комиссии по расконсервации объекта основных средств и утверждается председателем комиссии.

В акте отражается техническое состояние объекта основных средств, подлежащих расконсервации, в частности указываются:

Перечень имущества, которое подлежит расконсервации, его балансовая стоимость и срок его нахождения на консервации;

Техническое состояние, в котором находятся расконсервируемые объекты основных средств (удовлетворительное или неудовлетворительное);

Сохранность в процессе нахождения на консервации необходимых характеристик расконсервируемого объекта основных средств;

Требуется или не требуется расконсервируемым объектам основных средств текущий или капитальный ремонт. Если требуется, то в акте отражаются выводы и предложения о характере и объемах ремонтных работ;

Не подлежат ли они реконструкции или модернизации;

Пригодны ли они к дальнейшему использованию.

Форма акта утверждается руководителем общества при принятии учетной политики для целей бухгалтерского учета.

Заключение о расконсервации объекта основных средств.

Данное заключение составляется и подписывается членами комиссии по расконсервации объекта основных средств и утверждается председателем комиссии.

В заключении отражаются:

Причина и основания для расконсервации объекта основных средств;

Перечень имущества, которое подлежит раконсервации, его балансовая стоимость и сроки расконсервации (начало и окончание);

Вывод: подлежат или не подлежат расконсервации объекты основных средств, указанные в перечне имущества, которое подлежит расконсервации.

Форма заключения утверждается руководителем общества при принятии учетной политики для целей бухгалтерского учета.

Приказ руководителя о расконсервации объекта основных средств.

Приказ руководителя о расконсервации объекта основных средств издается после рассмотрения оформленных материалов по расконсервации объекта основных средств, поступивших от председателя комиссии по расконсервации объекта основных средств и председателя инвентаризационной комиссии.

В приказе указываются причины и основания для расконсервации объекта основных средств, перечень имущества, которое расконсервируется, его балансовая стоимость и сроки расконсервации (начало и окончание).

В случае большого количества имущества перечень его является приложением к приказу.

Форма приказа утверждается руководителем общества при принятии учетной политики для целей бухгалтерского учета.

Акт о расконсервации объекта основных средств.

Указанный акт является подтверждением расконсервации объекта основных средств. Акт подписывается комиссией по расконсервации объекта основных средств и утверждается руководителем организации. Данный акт должен содержать наименование основного средства, инвентарный номер объекта основных средств, первоначальную стоимость, сумму начисленной амортизации, остаточную стоимость, причины и сроки расконсервации.

Форма акта утверждается руководителем организации при принятии учетной политики для целей бухгалтерского учета.

Инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма N ОС-6).

На основании письменного приказа руководителя организации о расконсервации объекта основных средств бухгалтер по учету основных средств помещает инвентарные карточки учета основных средств (форма N ОС-6) расконсервированного объекта в основную картотеку учета основных средств.

По этому объекту ОС возобновляется начисление амортизационных отчислений в порядке, действовавшем до момента консервации, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации.

Поэтапный порядок расконсервации объектов основных средств приведен в табл. 2.

Таблица 2.

Таблица 2

Порядок расконсервации объекта основных средств

Действие

Ответственное лицо

1. Составить заявку на расконсервацию объекта основных средств

2. Утвердить (завизировать) заявку у главного бухгалтера или лица, им уполномоченного

Главный бухгалтер или лицо, им уполномоченное

3. Направить заявку руководителю общества для принятия решения о расконсервации объекта основных средств, находившегося на консервации

Инициатор расконсервации объекта ОС

4. Создать комиссию по расконсервации объекта основных средств

Руководитель или лицо, им уполномоченное

5. Создать инвентаризационную комиссию для проведения инвентаризации основных средств, подлежащих расконсервации

Руководитель или лицо, им уполномоченное

6. Провести инвентаризацию объектов основных средств, подлежащих расконсервации

Члены инвентаризационной комиссии

7. Провести оценку технического состояния объектов основных средств, подлежащих расконсервации, оформив ее актом оценки

Члены комиссии

по расконсервации

объекта ОС

8. Оформить (составить и подписать) заключение о расконсервации объекта основных средств

Члены комиссии

по расконсервации

объекта ОС

9. Оформленные материалы по переводу объекта основных средств на расконсервацию передать на рассмотрение руководству общества

Председатель комиссии по расконсервации объекта ОС

10. Издать приказ руководителя общества с указанием причин и основания для расконсервации объекта основных средств

Руководитель или лицо, им уполномоченное

11. Оформить (составить и подписать) акт о расконсервации объекта основных средств, содержащий перечень и стоимость имущества, подлежащего расконсервации

Члены комиссии по расконсервации объекта ОС

12. Данные о расконсервации зафиксировать в инвентарной карточке объекта основных средств (форма N ОС-6)

Бухгалтер по учету основных средств

Бухгалтерский учет

После того как руководитель подпишет приказ и утвердит акт о переводе объектов основных средств на консервацию, основные средства законно переводятся на консервацию, т.е. выбывают из состава амортизируемого имущества.

Поэтому с 1-го числа следующего месяца амортизация по ним в налоговом учете не начисляется (п.2 ст.259 НК РФ).

В бухгалтерском учете такой срок четко не установлен. Поэтому его можно установить таким же, как и в налоговом учете. Данный факт необходимо прописать в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Основные средства, находящиеся на консервации, наряду с ОС, находящимися в эксплуатации, учитываются обособленно на счете 01 "Основные средства". Поэтому в плане счетов организации необходимо предусмотреть к счету 01 субсчет "Основные средства на консервации".

Как только в бухгалтерию поступит оформленный акт о консервации объектов ОС, бухгалтер по учету основных средств помещает инвентарные карточки учета основных средств (форма N ОС-6) объекта ОС, переведенного на консервацию, в отдельную картотеку "Основные средства на консервации" и делает в учете бухгалтерскую запись:

Дебет 01/"Основные средства на консервации" - Кредит 01/"Основные средства в эксплуатации"

Основные средства переведены на консервацию.

После расконсервации объекта основных средств бухгалтер по учету основных средств помещает инвентарные карточки учета основных средств (форма N ОС-6) расконсервированного объекта в основную картотеку учета основных средств и делает в бухгалтерском учете следующую бухгалтерскую запись:

Дебет 01/"Основные средства в эксплуатации" - Кредит 01/"Основные средства на консервации"

Отражена расконсервация объекта основных средств.

По данному объекту возобновляется начисление амортизационных отчислений в порядке, действовавшем до момента консервации, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации.

Амортизация начисляется начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла расконсервация объекта основного средства.

Расходы по проведению консервации и расконсервации, а также затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов ОС включаются в бухгалтерском учете в состав прочих расходов.

Отражая эти расходы, бухгалтер делает такую запись:

Дебет 91/2 "Прочие расходы" - Кредит 10 (20, 25, 26, 44, 69, 70)

Отражены расходы по консервации и расконсервации объектов основных средств.

Налогообложение

Налог на добавленную стоимость

Рассмотрим вопросы, которые могут возникнуть у бухгалтера в части НДС.

Нужно ли восстанавливать НДС при консервации недоамортизированного объекта основных средств?

Точка зрения ФНС России по данному вопросу изложена в письме от 20.06.2006 N ШТ-6-03/614 @ и согласована с Минфином России.

В частности, чиновники указали, что при переводе недоамортизированных основных средств на консервацию, в отношении которых суммы НДС ранее были приняты к вычету, восстановление сумм налога с остаточной стоимости таких основных средств на период консервации не производится.

Однако если переведенные на консервацию недоамортизированные основные средства после снятия их с консервации не будут использоваться для осуществления операций, облагаемых НДС, то сумма НДС в размере, пропорциональном остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки, подлежит восстановлению в порядке, установленном п.3 ст.170 НК РФ .

Имеет ли право организация принять к вычету суммы НДС по материалам, используемым на содержание основных средств, переведенных на консервацию, и по услугам, связанным с консервацией?

По нашему мнению, суммы НДС, предъявленные организации при приобретении услуг, связанных с консервацией оборудования и его содержанием в период консервации, а также суммы НДС по материалам, используемым на содержание основных средств, переведенных на консервацию, нельзя принять к вычету. Объясним почему.

Согласно п.2 ст.171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС.

Так как понесенные затраты по объектам основных средств, переведенным на консервацию, не связаны с осуществлением операций, являющихся объектами обложения НДС, организация не может принять к вычету входной НДС по данным расходам.

К СВЕДЕНИЮ!

В арбитражной практике можно встретить решения, в которых судьи указывают, что организации имеют право на вычет по НДС по договорам на оказание услуг по содержанию законсервированного оборудования. Судьи подчеркивают, что затраты предприятия при консервации являются затратами на содержание основных средств. А содержание имущества в должном состоянии непосредственно относится к производственной деятельности, направлено на получение дохода, так как поддерживает временно не используемые производственные фонды в надлежащем состоянии (Постановление ФАС Центрального округа от 15.02.2007 N А09-4610/06-13-16) .

Включить суммы невозмещенного налога в стоимость материалов (работ, услуг) нельзя, так как в ст.170 НК РФ содержится закрытый перечень ситуаций, когда бухгалтер вправе это сделать, и рассматриваемые нами операции в нем не поименованы. Следовательно, источником отнесения не принятого к вычету налога будет дебет счета 91, субсчет 2 "Прочие расходы"

Напомним: все расходы (материалы, зарплата, услуги сторонних организаций и т.д.), связанные с консервацией, бухгалтер должен списать именно на этот счет.

Можно ли данные суммы НДС учесть для целей налогообложения прибыли и включить их в состав внереализационных расходов? По мнению некоторых специалистов, да, можно, так как при условии документального подтверждения уплаченных сумм НДС они должны быть признаны обоснованными расходами наряду с другими затратами, направленными на консервацию объектов основных средств.

Вместе с тем в силу п.1 ст.170 НК РФ суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, за исключением случаев, предусмотренных п.2 названной статьи. Однако в данном случае п.2 неприменим, так как в перечень этого пункта не входит сумма НДС, уплаченная налогоплательщиком по расходам, связанным с переводом оборудования на консервацию.

Поэтому налоговые органы при проведении мероприятий налогового контроля могут исключить суммы "входного" НДС из расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Предприятию придется самостоятельно сделать выбор и быть готовым отстаивать свою позицию в арбитражном суде.

Налог на имущество

Если основное средство организацией временно не используется (находится на консервации), платить налог на имущество все равно нужно. Данная точка зрения высказана Минфином России в письме от 15.05.2006 N 03-06-01-04/101 .

В письме приведены следующие аргументы. Налогом на имущество облагается стоимость объектов, которые числятся в бухгалтерском учете как основные средства. Об этом прямо говорит п.1 ст.374 НК РФ .

А то, что имущество, которое находится на консервации, не перестает быть основным средством, подтверждает п.20 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств , утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н .

Минфин России сделал вывод: основные средства во время консервации не перестают облагаться налогом на имущество (исключение - в случае если региональным законодательством предусмотрена льгота для организаций, основные средства которых находятся на консервации). Однако размер налога на имущество все-таки зависит от того, на какой срок актив передан на консервацию.

Если срок консервации объекта до трех месяцев, амортизация по нему продолжает начисляться. То есть остаточная стоимость основного средства в этом случае будет ежеквартально уменьшаться, а вместе с ней и размер платежей по налогу на имущество.

Если срок консервации актива более трех месяцев, амортизацию начислять не нужно, следовательно, налог на имущество во время консервации следует уплачивать в прежнем размере.

Налог на прибыль

Расходы на консервацию и расконсервацию производственных мощностей и объектов, равно как и затраты на их содержание в период консервации, учитываются в качестве внереализационных расходов (подп.9 п.1 ст.265 НК РФ) .

Так, по мнению Минфина России, предприятие имеет право отразить в налоговом учете расходы на коммунальные услуги и ремонт для поддержания законсервированного объекта основных средств (письмо от 20.07.2007 N 03-03-06/1/507 ) .

А вот арендные платежи за землю в отношении участка, на котором располагаются законсервированные объекты ОС, к указанным расходам не относятся. Об этом говорится в письме УФНС России по г. Москве от 02.09.2005 N 20-12/62488 .

Для содержания объектов основных средств, находящихся на консервации, организации нередко приобретают оборудование, различные материалы, выплачивают заработную плату обслуживающему персоналу за счет привлеченных кредитов. Расходы в виде процентов по кредитам, выданным на приобретение оборудования, в период консервации работ по монтажу оборудования учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных расходов в размере, не превышающем установленного ст.269 НК РФ . На это указал Минфин России в письме от 02.04.2007 N 03-03-06/1/204 .

При переводе объектов основных средств на консервацию организации приобретают или разрабатывают сами типовые проекты на консервацию объектов основных средств. Возникает вопрос: имеет ли право организация учесть расходы по приобретению типового проекта на консервацию для исчисления налога на прибыль?

В данном случае следует руководствоваться подпунктами 8 и 9 п.1 ст.265 НК РФ . По этим нормам могут быть учтены расходы налогоплательщика на консервацию объектов основных средств, в том числе на разработку типового проекта на консервацию, при условии их надлежащего документального подтверждения.

Таким образом, расходы на разработку типового проекта на консервацию объектов основных средств могут быть учтены для целей налогообложения при условии использования данного проекта при осуществлении деятельности организации. Указанные расходы учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в том налоговом (отчетном) периоде, в котором данный типовой проект впервые был использован при консервации объекта основных средств.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п.1 ст.252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Иногда на консервацию переводят основные средства, не относящиеся к производственным объектам. До консервации расходы (амортизация, затраты на содержание, ремонт и др.) по таким объектам не учитывались в налоговой базе по налогу на прибыль. В подобной ситуации для целей налогообложения нельзя учесть и те расходы, которые появятся у организации после перевода данных объектов на консервацию.

К СВЕДЕНИЮ!

Основные средства, переданные на консервацию на срок более трех месяцев, в целях как бухгалтерского, так и налогового учета не являются амортизируемым имуществом, а значит, и амортизация по данным объектам не начисляется (п.3 ст.256 НК РФ , п.23 ПБУ 6/01). При расконсервации объекта основных средств амортизация по нему начисляется в порядке, действовавшем до момента его консервации, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации.

Отдельные организации по ряду причин продают законсервированный объект основных средств. По мнению Минфина России, полученный доход от реализации законсервированного объекта ОС налогоплательщик вправе уменьшить на остаточную стоимость данного объекта ОС (письмо от 12.05.2005 N 03-03-01-04/1/253).

Иногда законсервированный объект основных средств организация продает с убытком. В этом случае бухгалтеру приходится искать ответ на вопрос: можно ли списать убыток в расходы единовременно (так как имущество в данный момент не амортизируется) или же согласно п.3 ст.268 НК РФ нужно включать его в расходы в течение определенного срока?

Ответ на этот вопрос изложен в письме Минфина России от 12.05.2005 N 03-03-01-04/1/253 . Чиновники разъяснили, что в случае, если остаточная стоимость амортизируемого имущества, указанного в подп.1 п.1 ст.268 НК РФ , с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, то разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения в следующем порядке. Полученный убыток включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации (п.3 ст.268 НК РФ). Произошла ошибка

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

Консервация основных средств применяется в период простоя. Данное мероприятие – право, но не обязанность работодателя.

Что представляет собой консервация ОС?

Основные средства представляют собой собственность компании. К ним относятся земельные участки, постройки, оборудование и прочее. Консервация ОС – это комплекс мероприятий по временному завершению эксплуатации одного или нескольких основных средств. Основная особенность рассматриваемого мероприятия – введение ОС в эксплуатацию спустя срок, указанный в документах.

Суть процедуры объясняется его названием. Консервация обозначает сохранение. Цель мероприятия – сохранение качества и характеристик ОС, количества средств на расчетных счетах. При этом также снижаются или прекращаются вовсе расходы на эксплуатацию средств. Одновременно с этим ОС не приносит никакой прибыли.

ВАЖНО! Максимальный срок консервации составляет 3 года. В некоторых случаях его можно продлить.

В каких случаях проводится консервация?

Консервация актуальна при наличии следующих обстоятельств:

  • Завершились сезонные работы, а потому оборудование перестает эксплуатироваться до следующего сезона. К примеру, компания использует зимой снегоуборочное оборудование. Летом оно, естественно, не используется. В этом случае актуальной становится консервация.
  • Временный простой на предприятии. К примеру, на производство поставили недостаточное количество нитей. В связи с этим работы не могут продолжаться. До поставки нитей в полном объеме эксплуатация оборудования приостанавливается.
  • В связи с недостатком средств и экономической неэффективностью были проведены сокращения. К примеру, закрылся цех.
  • ОС сломалось и было переведено на ремонт.

То есть консервация нужна, когда ОС временно не эксплуатируется по различным причинам.

Последствия консервации основных средств

Консервация подразделяется на два основных этапа:

  1. Фактическое завершение эксплуатации.
  2. Фиксация сведений в соответствующих документах, а также в программе бухучета.

Консервация предполагает документальное оформление. Это добровольная процедура. То есть предпринимателю не обязательно составлять документы. Можно просто прекратить эксплуатацию. С другой стороны, лицу выгодно именно провести полноценную консервацию. Рассмотрим последствия этой процедуры:

  • Уменьшается налог на прибыль. Расходы на техническое обслуживание, выплату заработка, амортизацию и прочее могут быть включены в состав . На сумму данных трат сокращается налогооблагаемая база на основании того, что ОС перестает эксплуатироваться с целью получения прибыли.
  • Амортизация начисляться не будет при консервации длительностью 3 и более месяцев. База для определения налога на собственность компании сокращаться не будет вследствие того, что остаточная стоимость ОС не уменьшается.
  • Срок полезной эксплуатации растягивается на продолжительность начисления амортизации.
  • Становится удобнее вести бухучет. Бухгалтер открывает субсчет 01 «ОС на консервации». В 1С есть возможность отключить амортизационные начисления по неиспользуемым ОС.

У консервации больше плюсов, чем минусов, а потому она довольно часто применяется.

Какие основные средства подлежат консервации?

Консервировать можно любой объект, который относится к ОС. То есть который зафиксирован на счете 01. Для указания предмета на этом счете должны быть соблюдены условия:

  • ОС эксплуатируется в рамках производства, требуется или для работы компании, или для управления ей. К примеру, к ОС относится служебное авто, но не относится монумент из мрамора.
  • Объект эксплуатируется больше года. То есть объекты краткосрочной эксплуатации (упаковка и прочее) не будут отнесены к ОС.
  • Компания не планирует перепродавать предмет. К примеру, имущество, приобретенное для дальнейшей реализации, к основным средствам не относится.
  • Предполагается, что объект принесет выгоду. К примеру, земельный участок компании используется для высаживания овощей с их дальнейшей продажей.

К ОС будут относиться здания, служебные транспортные средства, оборудование, оргтехника, природные ресурсы.

ВНИМАНИЕ! Природные ресурсы не консервируются, так как на них не начисляется амортизация. То есть утрачивается мотивация к проведению мероприятия.

Порядок оформления консервации основных средств

Оформление консервации детально регламентируется для бюджетных и государственных структур. Порядок процедуры для коммерческих организаций является менее строгим. Консервация подразделяется на следующие этапы:

  1. На общем собрании принимается решение о консервации.
  2. На основании решения составляется приказ.
  3. Осуществляется инвентаризация основных средств.
  4. Выполняется акт о переводе ОС на сохранение.
  5. Изменившийся статус имущества фиксируется в программе 1С.

Составляется приказ о переводе ОС в консервацию. Нужен он для фиксации намерения руководства. Это необходимая бумага. На ней должна стоять подпись руководителя компании. В документе указываются следующие данные:

  • Основания для перевода объекта в сохранение.
  • Срок консервации.
  • Лица, ответственные за процедуру.

Также оформляется акт консервации. Нужен он для фиксации уже выполненной процедуры. Составляется по желанию руководителя. На документе ставится подпись участников комиссии и руководителя. В нем указываются следующие сведения:

  • Перечень объектов, которые консервируются.
  • Дата начала процедуры.
  • Траты на консервацию.

Документ составляется в произвольной форме.

Нюансы уплаты налогов

В рамках консервации уплачивается как транспортный налог, так и налог на имущество. Если организация находится на , налоговое бремя уменьшается на эту сумму. НДС восстанавливать не требуется. Однако иногда такая необходимость появляется:

  • Законсервированные ОС переходят в уставной капитал другой компании.
  • Компания переходит на другую налоговую систему.
  • Собственность после прекращения консервации будет эксплуатироваться в работе, которая не облагается НДС.

Во всех этих случаях нужно искать первичную документацию, а затем восстанавливать НДС.

Бухучет консервации основных средств

Перевод ОС на сохранение фиксируется в бухучете после подписания приказа и утверждения акта. Даже после перевода объекта в консервацию он продолжает числиться в составе ОС. Для фиксирования объектов в бухучете открывается субсчет «ОС на консервации».

Консервация предполагает ряд трат. К примеру, затраты на транспортировку. Они относятся к внереализационным тратам, так как не принимают участия в производстве.

Процесс завершения консервации

Важно не только правильно ввести предмет в консервацию, но и вывести его из сохранения.

Расконсервация выполняется тогда, когда принимается решение о необходимости в эксплуатации объектов или же по завершении срока действия консервации. Данное решение нужно оформить при помощи приказа о прекращении консервации.

После расконсервации начинает начисляться амортизация. Начисление начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем оформления приказа о прекращении сохранения объекта.

Утвердить прилагаемые Правила проведения консервации объекта капитального строительства.

Правила
проведения консервации объекта капитального строительства
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок консервации объекта капитального строительства (далее - объект), а также особенности принятия решения о консервации объекта капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (далее - объект государственной собственности).

2. Решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.

3. В случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее - строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.

4. Решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик).

5. В решении о консервации объекта должны быть определены:

б) лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, в том числе конструкций, оборудования, материалов и строительной площадки (должностное лицо или организация);

в) сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта (далее - техническая документация), а также сроки проведения работ по его консервации;

г) размер средств на проведение работ по консервации объекта, определяемый на основании акта, подготовленного лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объекта (далее - подрядчик), и утвержденного застройщиком (заказчиком).

6. В настоящих Правилах под технической документацией понимается комплект документов, разрабатываемых проектной организацией по договору с застройщиком (заказчиком), включающих графические, расчетные и текстовые материалы, необходимые для организации и проведения работ по консервации объекта.

7. На основании принятого решения о консервации объекта застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта с целью зафиксировать фактическое состояние объекта, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования. При этом:

а) выполняются схемы и чертежи с описанием состояния объекта и указанием объемов выполненных работ;

б) составляются ведомости, в которых указываются сведения:

о конструкциях, оборудовании и материалах, примененных (смонтированных) на объекте, в том числе о конструкциях, оборудовании и материалах, не использованных на объекте и подлежащих хранению;

о наличии сметной документации;

о наличии исполнительной документации (включая журналы проведения работ, в том числе общий журнал работ), актов освидетельствования скрытых работ, актов проведенных испытаний, опробований и иных первичных документов.

8. После принятия решения о консервации объекта застройщик (заказчик) обеспечивает подготовку технической документации. Объем и содержание технической документации определяются застройщиком (заказчиком).

9. В состав работ по консервации объекта входят в том числе:

а) выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных);

б) монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов;

в) освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, закрытие или сварка люков и крупных отверстий;

г) приведение технологического оборудования в безопасное состояние;

д) отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта);

е) принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.

10. Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору.

11. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) законсервированного объекта (за исключением объекта государственной собственности), а также об источнике средств на оплату расходов, связанных с приведением объекта в состояние, при котором возможно продолжение строительства (реконструкции), принимает застройщик (заказчик).

12. В случае возобновления строительства (реконструкции) на ранее законсервированном объекте застройщик (заказчик) осуществляет:

а) техническое обследование объекта, по результатам которого определяются необходимый объем и стоимость работ по восстановлению утраченных или разрушенных за период консервации конструктивных элементов или деталей объекта;

б) внесение (при необходимости) изменений в ранее подготовленную проектную документацию с последующим проведением государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы этих изменений, если законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение такой экспертизы, либо подготовку новой проектной документации.

13. Застройщик (заказчик) обязан заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до возобновления строительства (реконструкции) объекта, направить в орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию) объекта, а также в орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору, уведомление о возобновлении строительства (реконструкции) объекта.

II. Особенности принятия решения о консервации объекта государственной собственности

14. Решение о консервации объекта государственной собственности принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.

15. Проект акта Правительства Российской Федерации о консервации объекта государственной собственности (далее - проект акта о консервации) подготавливается главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении объекта государственной собственности и согласовывается с субъектом бюджетного планирования в случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является одновременно субъектом бюджетного планирования. Если строительство (реконструкция) объекта государственной собственности осуществляется в рамках федеральных целевых программ, проект акта о консервации также согласовывается с государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) соответствующей федеральной целевой программы в случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является ее государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором).

16. Главный распорядитель средств федерального бюджета направляет субъекту бюджетного планирования согласованный в установленном порядке проект акта о консервации, который вносится в установленном порядке субъектом бюджетного планирования в Правительство Российской Федерации.

Одновременно с проектом акта о консервации в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации вносится на согласование проект акта о внесении изменений в соответствующий акт или решение, которым было предусмотрено предоставление за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в строительство (реконструкцию) объекта.

17. Финансовое обеспечение расходов, связанных с консервацией объекта государственной собственности, или расходов, связанных с приведением ранее законсервированного объекта государственной собственности в состояние, при котором возможно продолжение его строительства (реконструкции), осуществляется за счет средств федерального бюджета.

18. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) ранее законсервированного объекта государственной собственности за счет средств федерального бюджета принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.

Установлен порядок консервации объекта капстроительства.

Решение о консервации принимается застройщиком (заказчиком) в 2 случаях. Если строительство (реконструкция) прекращается или приостанавливается на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.

Застройщик (заказчик) приводит объект и стройплощадку в состояние, при котором обеспечиваются прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов. Также они должны быть безопасны для населения и окружающей среды.

В решении указываются перечень и сроки работ по консервации, лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, время подготовки необходимой техдокументации, сумма затрат. Последняя определяется на основании акта, составленного подрядчиком и утвержденного застройщиком (заказчиком).

После принятия решения о консервации застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта. Цель - зафиксировать его фактическое состояние, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования.

В ходе работ по консервации, в частности, выполняются конструкции, принимающие проектные нагрузки (в том числе временные). Освобождаются емкости и трубопроводы от опасных и горючих жидкостей. Закрываются или свариваются люки и крупные отверстия. Отключаются инженерные коммуникации (за исключением тех, которые обеспечивают сохранность объекта). Следует исключить несанкционированный доступ внутрь объекта и на территорию строительной площадки.

Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора (если он должен проводиться).

Урегулирована процедура возобновления строительства (реконструкции).

Установлены особенности принятия решения о консервации объекта госсобственности.

Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802 "Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства"


Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования