Решение правовых ситуаций. Правовые ситуации и их решение прокуратураа Задачки по праву с решением

Задачи по Гражданскому праву.

В данном разделе буду размещены некоторые из юридических задач, решенных на заказ. Все решения на этой страничке бесплатные, свободны для ознакомления, изучения и комментирования.

Задача 1. (Хранение)

Иванов предъявил иск к гостинице «Москва» о взыскании стоимости вещей, которые были похищены у него во время проживания в гостинице. Кража была совершена из номера, в котором жил Иванов и другие граждане (4-местный номер). Представитель гостиницы иск не принял, ссылаясь на распоряжение администрации, согласно которому гостиница не отвечает за утрату вещей, не сданных на хранение. Иванов с правилами был ознакомлен.

Решите задачу (дать мотивированный ответ со ссылкой на закон).

Задача 2.

Работники технологического бюро Чернышов и Хромов в установленном порядке были признаны авторами изобретения - нового способа получения гашеной извести, разработанного ими в период работы на предприятии. В суд поступили иски от Фролова, начальника технологического бюро, и Власова, сотрудника бюро, которые ставили вопрос о включении их в число соавторов изобретения. В исковом заявлении Фролова указывалось, что им, как начальником бюро, осуществлялось общее руководство всеми работами, которые завершились созданием новой технологии получения гашеной извести. В иске Власова отмечалось, что именно он подсказал Чернышову и Хромову основную идею нового способа, а также проделал большую работу по поиску и анализу аналогов изобретения, результаты которой он также передал ответчикам.

Задача 3.

Иванов, управляя автомашиной по доверенности, совершил наезд на Смирнова, переходившего проезжую часть, в результате чего последний получил телесные повреждения средней тяжести и был доставлен в больницу. По излечении Смирнов предъявил гражданский иск к собственнику имущества о возмещении материального и морального вреда.

1. Какие правоотношения возникли в задаче: назовите и дайте характеристику в соответствии с классификацией гражданских правоотношений.

2. Чем отличаются вещи от имущества? Какие специальные виды вещей предусмотрены Гражданским кодексом РФ?

3. К какому виду вещей относится автомашина? Дайте ее характеристику с точки зрения классификации вещей.

4. Какое решение вынесет суд?

Задача 4.

12-летний Костя Н. получил в подарок от деда велосипед. Поскольку Косте срочно понадобились коньки, он продал велосипед знакомому подростку 16 лет, а на вырученные деньги купил коньки. Отец Кости, узнав об этом, расценил поступок сына как неуважение к деду, пошел
к подростку-покупателю с намерением вернуть деньги и забрать велосипед. Однако купивший велосипед подросток взять деньги и вернуть велосипед отказался, завив, что цену он дал за покупку нормальную, а Костя продал велосипед, принадлежащий не отцу, а самому Косте, что каждый может сам распоряжаться принадлежащим ему имуществом, и оснований для расторжения договора нет.

Вопросы к задаче:

1. Имеет ли юридическую силу договор купли-продажи велосипеда между упомянутыми подростками?
2. Каковы права отца Кости в этой ситуации и как они могут быть реализованы?
3. Изменилась бы ситуация, если бы Косте было 15 лет? 19 лет?

Задача 5.

В марте 1993 г. Иванов заключил с Сидоровым договор, в соответствии с которым обязался отремонтировать веранду в доме Сидорова к 1 мая 1993 г. Выполнив работу к указанному сроку, Иванов потребовал, чтобы Сидоров заплатил ему 500 тыс. руб., которые были указаны в договоре в качестве оплаты за выполненную работу. Сидоров отказался выплатить данную сумму сразу, мотивировав это непредвиденными материальными затруднениями, но обещал уплатить сразу же, как только у него появятся деньги. В июле 1993 г. Сидоров по почте прислал Иванову 200 тыс. руб. и написал письмо, в котором указал, что остальные деньги выплатит в ближайшее время. В сентябре 1995 г. Иванова после окончания института призвали на службу в Вооруженные Силы, и с ноября 1995 г. его часть передислоцировали в Чечню, где было введено военное положение, и Иванов принимал участие в боевых действиях, но в сентябре 1996 г. был демобилизован по состоянию здоровья. После возвращения Иванова домой ему срочно понадобились деньги, и, так как Сидоров отказался уплатить причитающиеся ему 300 тыс. руб., Иванов в ноябре 1996 г. обратился с иском в суд с целью взыскать с Сидорова эти деньги.

1. Истек ли срок исковой давности для предъявления иска?
2. Какое влияние на течение срока давности оказали упомянутые обстоятельства: частичная оплата Сидоровым произведенной Ивановым работы и обещание произвести окончательный расчет в ближайшее время; нахождение Иванова в составе Вооруженных Сил, переведенных на военное положение.
3. Что изменилось бы, если бы Иванов просто проходил военную службу?

Задача 6.

Солнцев 1 августа 2005 года получил в ломбарде ссуду на 2 месяца под залог золотого перстня в размере 5000 рублей. Перстень был оценен в 6200 рублей. Спустя 2,5 месяца Солнцев явился в ломбард для того, чтобы возвратить ссуду и получить назад кольцо. Однако администрация ломбарда информировала его том, что кольцо уже было продано через комиссионный магазин. Более того, в связи с падением спроса на ювелирные изделия и наличием скрытых дефектов, которые не были замечены при первоначальной оценке, кольцо удалось продать только за 4500 рублей. В связи с этим администрация ломбарда потребовала от Солнцева доплатить 500 рублей.

1. Каков порядок реализации заложенных вещей в ломбарде?

2. Дайте правовую характеристику данной ситуации? Как решить спор?

Задача 7.

В суд обратилась Ю.Н. Александрова с иском к детям С.А. Александрова от первого брака о разделе наследственного имущества, указав, что с умершим она состояла в браке до дня его смерти и проживала совместно единой семьей. Ответчики иска не признали, сославшись на то, что за полтора года до смерти отец расторг брак с Александровой в судебном порядке, о чем имеется решение суда от 10 марта 1996 г. Органы загса по запросу суда сообщили, что ни Александров, ни Александрова в органы загса не обращались.

С какого времени брак Александровых считается прекращенным? Является ли Александрова наследницей после смерти Александрова? Подлежит ли иск Александровой удовлетворению?

Задача 8. Работники технологического бюро Чернышов и Хромов в установленном порядке были признаны авторами изобретения - нового способа получения гашеной извести, разработанного ими в период работы на предприятии. В народный суд поступили иски от Фролова, начальника технологического бюро, и Власова, сотрудника бюро, которые ставили вопрос о включении их в число соавторов изобретения. В исковом заявлении Фролова указывалось, что им, как начальником бюро, осуществлялось общее руководство всеми работами, которые завершились созданием новой технологии получения гашеной извести. В иске Власова отмечалось, что именно он подсказал Чернышову и Хромову основную идею нового способа, а также проделал большую работу по поиску и анализу аналогов изобретения, результаты которой он также передал ответчикам. Подлежат ли удовлетворению заявленные исковые требования?

Задача 9. Высший представительный орган одного из субъектов РФ принял решение,в котором объявил атмосферный воздух высотой до 12 км собственностью субъекта РФ и установил плату за использования этой части атмосферного воздуха в качестве природного ресурса. Решите дело.

Задача 10. Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным договора купли-продажи, заключенного между предпринимателем и обществом с ограниченной ответственностью. В обоснование своих требований истец указал, что он продал строение предпринимателю, который, не уплатив его стоимости и не зарегистрировав перехода права собственности, перепродал строение обществу с ограниченной ответственностью. Получив плату за строение, предприниматель скрылся. Арбитражный суд в иске акционерному обществу отказал. Правильно ли решение суда?

Задача 11. Благотворительный фонд «Неизвестные имена» и общественное учреждение «Возрождение» заключили договор дарения, в соответствии с которым благотворительный фонд брал на себя обязанность приобрести на Лондонском аукционе коллекцию картин художников XIX в. и безвозмездно передать их «Возрождению». Однако до срока исполнения договора «Возрождение» приняло решение о реорганизации и присоединилось к общественной организации «Кулибин». Учитывая данное обстоятельство, благотворительный фонд отказался выполнять по договору дарения свои обязательства, мотивируя свое решение внесением в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности «Возрождения». Считая свои интересы неправомерно нарушенными, общественная организация «Кулибин» обратилась в арбитражный суд с иском. В обоснование своих требований истец сослался на имеющееся прямое указание в передаточном акте об универсальном правопреемстве, в частности и по вышеуказанному договору дарения.
Какое решение должен принять суд?

Задача 12. Климова 1 октября обратилась банк с требованием выдать ей вклад в размере 18560 рублей, на который был ее тетей - Маркушиной В.С. было сделано завещательное распоряжение. На требование Климовой в банке сообщили, что вклад уже был получен 14 сентября Трофимовой на основании доверенности, выданной Маркушиной. Климова подала в суд исковое требование о взыскании с Трофимовой указанной сумм денег. В суде было выяснено следующее. Маркушина выдала Трофимовой 5 сентября разовую доверенность на получение с ее лицевого счета указанной суммы.

Доверенность была удостоверена начальником жилищно-эксплуатационной организации по месту жительства Маркушиной. По сведениям банка, Трофимова, получив деньги, в тот же день открыла лицевой счет на свое имя, на который и внесла вклад. Трофимова утверждала, что поскольку Климова - племянница Маркушиной, то она не является наследницей по закону, в завещании, оглашенном нотариусом, она не указана. Более того, Маркушина выдав доверенность, тем самым аннулировала завещание на имя Климовой. Кроме того, Маркушина, выдав ей - Трофимовой доверенность, разрешила ей не только получить вклад в банке, но и распорядиться этим вкладом по своему усмотрению. Письменного соглашения между ними не было, но Трофимова полагает, что надобности в нем не было. Главный инженер, удостоверивший доверенность, может подтвердить существование такого разговора. Маркушина погибла в аварии 10 сентября.

1. Рассмотрите доводы и возражения сторон, дайте квалификацию ситуации.
2. Какие нормы материального права нарушены?
3. В пользу кого суд должен вынести решение?

Задача 13. Киреев, которому срочно понадобились деньги, поспросил у Иванова взаймы 100 тыс. рублей на два месяца. Иванов согласился дать в долг эту сумму, но с условием, что Киреев передаст ему в залог имеющуюся у последнего в собственности картину художника Васнецова. Соглашение о займе было удостоверено распиской, которую Иванов дал Кирееву. Письменного соглашения о залоге заключено не было. Стоимость картины была оценена в 200 тыс. рублей. Через три месяца Киреев принес Иванову взятые в займы 100 тыс. рублей, однако последний отказался принять деньги, заявив, что, поскольку Киреев просрочил возврат долга, картина стала его собственностью.

1. Как решить спор? Дайте правовую характеристику данной ситуации? 2. Изменится ли решение (и если «да», то как), если соглашение о залоге было оформлено в письменную форму?

Задача 14.

На протяжении ряда лет супруги Романович коллекционировали произведения графики. После смерти Романовича между наследниками (вместе с женой наследодателя к наследованию призвались два его сына) возник спор о разделе коллекции. Один из сыновей предложил разделить все поровну, поскольку при наследовании по закону они являются наследниками в равных долях. По мнению жены наследодателя, такой раздел обесценит коллекцию. Она просит передать все собрание ей.

Задача 15.

По договору поручения Серебрякова (ей выдана доверенность) должна была приобрести для Николаевой новый холодильник «Норд» по цене не более 10 тыс. руб. Поскольку новый холодильник этой марки за такую цену Серебрякова приобрести не смогла, она купила за 8 тыс. руб. подержанный у своей знакомой Алексеевой и условилась с ней о том, что в договоре купли-продажи они укажут 10 тыс. руб., а разницу поделят между собой. Николаева обратилась в суд с требованием признать сделку недействительной, поскольку договор поручения предусматривал приобретение нового, а не подержанного холодильника. Проанализируйте ситуацию. Каким должно быть решение суда?

Задача 16.

По контракту, заключенному с одной из фирм, Самойлов уехал работать на два года в северные районы России. Родственников, проживающих в этом же городе, он предупредил, что писать им не будет, потому что работать будет в тайге, вдалеке от населенных пунктов. Принадлежавший ему жилой дом Самойлов закрыл на замки, окна закрыл ставнями. По окончании двухлетнего контракта Самойлов продлил его еще на два года. Родственники Самойлова, решив, что он остался на сервере на постоянное жительство, и, видя, что Самойлов в доме и другом имуществе не нуждается, поделили между собой его имущество. По возвращении Самойлов потребовал, чтобы дом и вещи были ему возвращены, но добиться этого не смог и поэтому предъявил иски к своим родственникам. К брату Федору он предъявил иск об истребовании дома. При рассмотрении дела было установлено, что дом Самойлова был разобран его братом Федором, перевезен на другое место и поставлен, но при этом размер жилой площади был увеличен с 43 до 57 кв. м., изменена планировка (вместо трех комнат стало пять, кухня вынесена в специальную пристройку), некоторые детали заменены полностью или частично новыми (рамы, пол, крыша, фундамент). От сестры Валентины Самойлов потребовал возврата швейной машины. Но Валентина пояснила в суде, что доставшуюся ей при разделе имущества брата швейную машину, она продала, а взамен ее купила новую. Сестра Самойлова Анна, от которой Самойлов потребовал возвратить принадлежавший ему ковер, пояснила, что год тому назад в ее доме произошел пожар, возникший по небрежности ее 11-летнего сына, и ковер при этом сгорел. К племяннице Токаревой Самойлов предъявил иск о возврате столового сервиза, который был куплен им до отъезда на север. Сервиз родственники подарили Токаревой к свадьбе. Проанализируйте ситуацию. Каким должно быть решение суда?

Задача 17.

Общество с ограниченной ответственностью заключило договор с леспромхозом о поставке пиломатериалов. В соответствии с заключенным договором Общество перечислило леспромхозу полную стоимость пиломатериалов. Однако в установленный срок пиломатериалы поставлены не были. В связи с этим Общество предъявило иск к леспромхозу о возврате перечисленной ранее суммы денежных средств, уплате процентов за пользование чужими денежными средствами и возмещении убытков, понесённых Обществом в результате уплаты своим контрагентом неустойки за непоставку столярных изделий, которые Общество должно было изготовить из неполученных пиломатериалов. Подлежат ли удовлетворению требования Общества к леспромхозу? Изменится ли решение, если будет установлено, что заготовленные для поставки Обществу пиломатериалы были уничтожены наводнением?

Задача 18.

Гражданин России Шмотко решил провести отпуск у родственников на Украине. На таможенном посту он предъявил 3000 долларов США, дорожные чеки сберегательного банка на сумму 1500 долларов США, вексель банка "Менатеп" на сумму 50000 рублей, ему было предложено заполнить соответствующие бланки и представить документы разрешающие вывоз валюты за рубеж. Каков порядок ввоза и вывоза иностранной валюты, валюты РФ и валютных ценностей?

Задача 19.

Сидорова заказала в ателье костюм. Из-за болезни мастера-закройщика примерка костюма неоднократно откладывалась. Когда же состоялась первая примерка, выяснилось, что костюм может быть изготовлен на 2 месяца, позже обусловленного договором срока. Кроме того, по ошибке мастера-закройщика принадлежащий Сидоровой материал был раскроен по другому фасону, нежели тот, который оговаривался при заказе. Сидорова потребовала расторжения договора и возмещения убытков. Ателье считает, что еще может выполнить заказ, хотя и с нарушением обусловленного договором срока. Оно предложило Сидоровой сшить костюм из своей ткани, которая по сравнению с тканью Сидоровой обладает более высокими качественными характеристиками. По мнению работников ателье, Сидорова завысила цену своего материала, поскольку имеющаяся в ателье точно такая же, только другого цвета ткань, в четыре раза дешевле. Сидорова обратилась с иском в суд. Как решить дело?

Задача 20.

Соседи Красиков и Платонов, строящие дома рядом, договорились помочь друг другу в приобретении и доставке строительных материалов, при этом Красиков обязался купить и доставить кирпичи, а Платонов - бревна. Составили договор мены. Обмен строительными материалами по их стоимости был равноценен. Однако доставка кирпичей оказалась значительно дороже доставки бревен. В связи с этим Красиков потребовал от Платонова возместить эти расходы. Платонов отказался. Кто из них прав и почему? Как должны поступить стороны, если обмениваемый товар неравноценен?

Задача 21.

В связи с возникшими затруднениями в практике работы нотариусов руководитель органов юстиции области обратился в Министерство юстиции РФ с просьбой дать разъяснения по следующим вопросам: (1) нужно ли выдавать пережившему супругу свидетельство о праве собственности на 1/2 долю денежного вклада в том случае, когда ко времени смерти наследодателя (вкладчика) у каждого из супругов имеется по равному вкладу, внесенному в сбербанк в период их совместной жизни; (2) управомочен ли нотариус выдать свидетельство о праве на наследство, оставшееся после смерти матери, несовершеннолетнему (не достигшему 15 лет) сыну, проживающему с отцом, если мать жила отдельно (брак между матерью и отцом, расторгнут) и срок принятия наследства пропущен; (3) считается ли завещание действительным, если завещатель в силу физических недостатков не может собственноручно подписать завещание, но по его просьбе в присутствии его и дежурного врача завещание подписал гражданин, в пользу которого завещается имущество; (4) вправе ли нотариус удостоверить завещание, в котором завещатель возлагает на сестру обязанности после его смерти продать принадлежащий ему дом по цене, существующей на день продажи, полученные деньги разделить по 20% между его внуками и соседкой, а 40% оставить себе. Дайте ответы на поставленные вопросы со ссылкой на нормативные акты.

Задача 22.

Завод тяжелого машиностроения поставил трансформаторному заводу два мостовых крана (оба без траверсы и сцепного устройства). Покупатель потребовал доукомплектовать краны, но поставщик по техническим причинам, а также в связи с распоряжением начальника Западно-Сибирской железной дороги об ограничении провоза тяжелых грузов по железным дорогам северного направления отгрузил недостающие части только после истечения срока поставки. До их прибытия покупатель не мог использовать краны, и у него образовались убытки от простоя ряда производственных агрегатов. Какие претензии может предъявить покупатель, и подлежат ли они удовлетворению?

В курсе права, изучаемого как отдельный предмет в классах социально-гуманитарного профиля, большое значение уделяется формированию у учащихся практического опыта по самостоятельному поиску и использованию правовой информации. Наши выпускники должны овладеть навыками сравнительного анализа правовых понятий и норм, объяснения смысла конкретных норм права, умением давать характеристику содержания текстов нормативных актов; использовать нормы права при решении учебных и практических задач. Овладение школьниками указанными умениями возможно только при практическом изучении курса права, поэтому на уроках я стараюсь уделять время решению правовых задач. После изучения каждой темы старшеклассники сдают зачет, к которому готовят не только теоретический материал, но и свой вариант практической правовой задачи по изученной теме. Для организации итогового повторения и контроля по курсу права в 11 классе проводится зачет по всем темам курса, в том числе, школьники решают практические задачи, входившие ранее в экзаменационные билеты по курсу права. Возможно, представленный мною материал (практические задания с решениями) станет полезен и другим учителям курса права в школе.

Задание 1.

Водитель автомобиля проехал на красный свет. Приведите один пример, когда за последствия данного правонарушения водитель будет нести ответственность по нормам административного права, и один пример, когда за последствия данного правонарушения водитель будет нести ответственность по нормам уголовного права.

А) Раскройте разницу в составе правонарушения, обусловившую изменение характера правонарушения.
Б) Кто и как будет определять вид ответственности в том и другом случае?
В) Какой вид юридической ответственности возможен в том и другом случае?

Проехав на красный сигнал светофора, водитель нарушил правила дорожного движения, и будет нести за это административную ответственность. В случае, если водитель при нарушении правил дорожного движения (в т.ч. проезд на красный сигнал светофора), причинит кому-либо тяжкий вред здоровью или смерть, то он будет нести уголовную ответственность.

А) разница в наступивших последствиях, в первом случае вред никому не причинен, либо причинен до средней тяжести вреда здоровью включительно. Т.е. изменился объект правовой охраны (правонарушения), в первом случае это общественные отношения по охране установленных правил дорожного движения, во втором случае это общественные отношения по охране жизни и здоровья.

Б) определять вид ответственности будут органы внутренних дел (в первом случае работники ГИБДД в порядке административного разбирательства, во втором случае следователи ОВД в уголовно-процессуальном порядке)

В) в обоих случаях возможна гражданско-правовая ответственность, так как вред причиненный источником повышенной опасности (автомобилем), должен быть возмещен владельцем источника повышенной опасности.

Задание 2.

Составьте схему прохождения индивидуальной жалобы до того, как она попадет в Европейский суд по правам человека. Чем вы можете объяснить столь длинную дистанцию? Почему гражданин не может непосредственно обратиться в Европейский суд по правам человека?

Районный (городской) суд – Суд субъекта РФ – Верховный суд РФ – Европейский суд по правам человека.

Такой порядок прохождения жалобы обусловлен спецификой работы Европейского суда по правам человека, так его задачей является именно защита прав человека от незаконных притеснений внутригосударственным правом и действиями различных государственных органов, а не рассмотрение дел по существу. Поэтому только после прохождения всех внутригосударственных процедур защиты своего права, гражданин имеет право обратиться в Европейский суд по правам человека, так как вышестоящий суд может отменить или изменить решение нижестоящего суда, чем восстановить нарушенное право.

Задание 5.

Заполните таблицу: “Стадии уголовного процесса”

Название стадии

Участники

Проверка поступившего сообщения

Истребование объяснений, справок, проведение ревизий, исследований

Участковый, оперуполномоченный, дознаватель, следователь, помощник прокурора.

Оформление постановления возбуждении уголовного дела

Изучение материалов проверки, составление постановления

Следователь, дознаватель, прокурор

Предварительное расследование

Проведение различных следственных действий и сбор доказательств

Дознаватель, следователь, потерпевший, обвиняемый, защитник, свидетели и др.

Судебное следствие

Исследование собранных доказательств в суда

Суд, прокурор, защитник обвиняемый, потерпевший, свидетели.

Задание 6.

Познакомьтесь с юридическими нормами:

Статья 7.8. Самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта либо земельного участка водоохранного объекта влечет наложение штрафа на граждан в размере от пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 658. 1. Договор аренды предприятия подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. 2. Несоблюдение формы договора аренды предприятия влечет его недействительность.

А) Определите источник права, в котором представлены данные юридические нормы.

Б) Назовите критерии, по которым вы определили источник права, содержащий данные юридические нормы.

В) Назовите участников правоотношения в том и другом случае.

А) Статья 7.8 находится в Кодексе об административных правонарушениях РФ, статья 658 в Гражданском кодексе РФ.

Б) Данный вывод сделан по следующим причинам: в ст. 7.8 говорится о правонарушении и предусмотрена незначительная ответственность, что является одним из отличительных признаков административной ответственности от уголовной. Так же здесь говорится об ответственности юридического лица, а к уголовной ответственности можно привлечь лишь физическое лицо. Объектом данного правонарушения будет являться общественное отношение по охране защитной полосы водного объекта, т.е. общественное отношение в сфере управления, ведь именно они охраняются административным законодательством.

В ст. 658 устанавливаются правила поведения при аренде предприятия, т.е. правоотношения по поводу имущества и платы за это имущество, так как предметом гражданского права являются имущественные стоимостные отношения, то данное правоотношение относится к сфере гражданского права и регулируется нормами ГК РФ.

В) В первом случае– органы природоохраны и непосредственный нарушитель. Во втором случае стороны – договора аренды предприятия и государственный орган по регистрации прав на недвижимое имущество.

Задание 8.

3. Зная об увлечении племянника коллекционированием предметов крестьянского быта, гражданка Л. подарила ему старинную прялку, принадлежавшую ранее ее свекрови. Заехав как-то к племяннику в гости, гражданка Л. обнаружила, что подаренная ею вещь находится в сарае, крыша которого протекает. Гражданка Л. решила отнять у племянника подаренную вещь.

А) На каком основании она может это осуществить?

Б) Раскройте последовательность ее действий.

В) Нормы какого кодекса регулируют данные правоотношения?

Г) Объясните, почему вы считаете, что данное правоотношение регулируется нормами именно этого кодекса.

А) На основании ст. 578 ГК РФ, согласно которой даритель вправе потребовать в судебном порядке отмены дарения, если обращение одаряемого с подаренной вещью, представляющей для дарителя большую неимущественную ценность, создает угрозу ее безвозвратной утраты.

Б) 1. Обеспечить доказательства возможности утраты прялки (фотографии, свидетели);

2. Обратиться в суд с иском об отмене договора дарения;

3. Получить прялку.(обращение в суд необходимо, только если племянник добровольно не вернет прялку).

В) Гражданского кодекса/

Д) так как предметом гражданского права являются имущественные (по поводу имущества, собственности и др. имеющие стоимостное выражение) и связанные с ними личные неимущественные (честь, достоинство, деловая репутация) общественные отношения.

Задание 9.

Прочитайте текст и найдите ошибочное утверждение. Сформулируйте правильное утверждение. Обоснуйте, почему вы считаете, что данное утверждение ошибочно, а ваша формулировка является правильной.

"Юридическая ответственность – это применение к виновному мер государственного принуждения за совершенное правонарушение. Сюда включается применение мер уголовного наказания за совершенное преступление, назначение штрафа за административный проступок. Вместе с тем возмещение убытков по суду за причиненный вред одним гражданином другому видом юридической ответственности не является, поскольку в данном случае речь идет о взаимоотношении частных лиц".

Ошибочным является последнее предложение данного текста, так как возмещение убытков будет гражданско-правовой ответственностью, которая в свою очередь является разновидностью юридической ответственности.

Юридическая ответственность – это применение к виновному лицу мер государственного принуждения (определенных неблагоприятных последствий) за совершенное им правонарушение. (перечислять виды юридической ответственности не стоит). Это определение достаточно полное, так как отражает все признаки юридической ответственности (виновность, наложение ответственности от имени государства, основанием является совершенное правонарушение) и оно универсально подойдет к любому виду (уголовной, административной, налоговой и др.)

Задание 10.

Приведите примеры гражданских, семейных и административных правоотношений. Какие признаки этих видов правоотношений положены в основу приведенных вами примеров? Какие существуют юридические способы разрешения противоречий, возникающих в данных правоотношениях?

1. Гражданским правоотношением будет отношение между продавцом и покупателем по поводу купли-продажи книги в магазине. Так как гражданское право регулирует имущественные (по поводу имущества, собственности и др. имеющие стоимостное выражение) и связанные с ними личные неимущественные (честь, достоинство, деловая репутация) общественные отношения, а книга имеет определенную стоимость, то взаимные права и обязанности продавца и покупателя будут регулироваться гражданским правом (ст. 2 ГК РФ).

2. Семейным будет правоотношение по заключению брака между гр-ном Л. и гр-кой Н. Так как семейное право регулирует вопросы вступления в брак и иные права обязанности супругов, то данное правоотношение будет регулироваться Семейным кодексом РФ (ст. 2 СК РФ)/

3. Административным будет правоотношение по поводу проезда на красный сигнал светофора. Данное правонарушение посягает на установленный порядок управления (нарушение установленных государством правил дорожного движения), и не влечет за собой тяжких последствий, следовательно регулируется нормами КоАП РФ (ст. 12.12)/

Задание 11.

Став инвалидом, гражданка Ф. получала очень маленькую пенсию, поскольку в течение 12 лет замужества нигде не работала. Нуждаясь в средствах для существования, гражданка Ф. подала иск в суд на взыскание алиментов с бывшего супруга, который расторгнул брак после того, как она стала инвалидом. Статьи какого кодекса станут основанием для рассмотрения дела в суде? Назовите участников правоотношения при рассмотрении дела в суде. Как суд решит проблему гражданки Ф.? Почему?

В силу ст. 90 Семейного кодекса РФ право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют:

    бывшая жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка;

    нуждающийся бывший супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком – инвалидом с детства I группы;

    нетрудоспособный нуждающийся бывший супруг, ставший нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года с момента расторжения брака;

    нуждающийся супруг, достигший пенсионного возраста не позднее, чем через пять лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в браке длительное время.

Участниками правоотношения являются бывшие супруги и суд, рассматривающий дело. Суд изучит материальное положение бывшего супруга Ф., и если признает, что он (супруг) обладает достаточными необходимыми для этого средствами, то дело будет решено в пользу Ф.; размер алиментов определит суд в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

Задание 12.

В городе Н. произошло дорожно-транспортное происшествие (ДТП), в результате которого столкнулись автомашины "Жигули" и "Волга". Каждый из участников доказывал, что он ехал на зеленый свет светофора, тогда как другая сторона нарушила правила дорожного движения, пытаясь проехать перекресток на красный сигнал светофора.

А) Сформулируйте проблему, приведшую к возникновению правоотношения.

Б) Назовите участников данного правоотношения.

В) Как и по нормам какого кодекса будет разрешаться противоречие между участниками данного правоотношения?

Г) Каков будет состав участников при разрешении правоотношения?

Д) Какую ответственность будет нести виновник ДТП?

А) Проблемой явилась невнимательность или умысел одного из участников ДТП/

Б) Владельцы транспортных средств, сотрудники ГИБДД/

В) Противоречие будет устранено по нормам КоАП РФ, путем опроса свидетелей, поиска иных доказательств (видеосъемка, экспертизы и т.д.), а вопрос о размере возмещения вреда будет решать суд.

Г) Владельцы транспортных средств, сотрудники ГИБДД (и, возможно, суд)/

Д) он будет нести административную и гражданско-правовую ответственность.

В НАУКЕ ПРИ ОБЪЯСНЕНИИ ПРАВА, его сути и причин «появления на свет» (здесь и дальше, напомню, речь идет о позитивном праве) в контексте тех или иных теоретических доктрин выделяются различные факторы из числа тех, что сложились и приобрели существенное значение в условиях цивилизации.

Такие, уже отмеченные ранее, как частная собственность, рыночная экономика, научно-техническое развитие, политическая власть, а также под углом некоторых

мировоззренческих доктрин – классы и классовые антагонизмы, социальное регулирование как обобщающая категория. Словом, факторы и категории, относящиеся к фундаментальным устоям существования и функционирования человечества, человеческой цивилизации. Все эти факторы и категории и ряд других, такого же основательного значения, действительно должны быть приняты во внимание при ответе на вопросы – что и как вызвало к жизни позитивное право в условиях, когда существуют иные действенные способы социальной регуляции, способные упорядочивать поведение людей, – мораль, обычаи, традиции, корпоративные правила. Указанные факторы и категории в той или иной мере рассмотрены в предшествующем изложении под углом зрения ближайшей предосновы позитивного права,

названной «императивами цивилизации».

Но все же при всей важности указанных факторов и категорий необходимо, на мой взгляд, вычленить и сосредоточить внимание на исходном и вместе с тем предельно простом пункте, показывающем, с каких обстоятельств в мире конкретных явлений и процессов юридическое регулирование начинается. Тот пункт, который с высот философских и общенаучных доктрин спускает нас «на землю», на почву действующего права, и без учета которого объяснить феномен права со строго научных позиций совершенно невозможно. Это – «ситуации, требующие для своего решения права», сокращенно – «правовые ситуации».

ПРАВОВыЕ СИТУАЦИИ по своим внешним характеристикам и с точки зрения традиционного понятийного аппарата юриспруденции представляют собой не что иное, как «фактический состав», «состав преступления» («состав правонарушения, деликта»), т.е. определенное соединение юридических фактов.

Вместе с тем здесь есть свой, принципиально важный аспект. Это – заложенная в данную ситуацию необходимость получить ее юридическое разрешение. Причем такое разрешение, которое не сводилось бы к одним лишь оценкам – к признанию наличия или отсутствия «греха», «недостойного поведения» и т.д. Здесь существующие обстоятельства требуют правового решения, которое (именно как правовое) имело бы твердый, строго определенный, надежно гарантированный характер. И, стало быть, по данной проблеме было бы единственным и окончательным в данном сообществе, «ставило бы точку» в вопросе о правомерном или неправомерном поведении, состоянии, факте, т.е. о том, «кто» и на «что» имеет или

не имеет п р а в о, со всеми вытекающими отсюда императивными, государственно-властными, публично-правовыми последствиями.

Вот, скажем, в качестве простейших примеров (если представить обстоятельства из обыденной жизни, в том числе – давней эпохи, в чем-то еще близкой к первобытной) такие: соплеменник не стерпел обиды при оценке его достоинств и убил либо нанес увечье обидчику; быки, принадлежащие семье скотовода, причинили потраву соседу-землевладельцу; выяснилось, что вещь, принадлежащая одному человеку, оказалась в обладании другого сообщинника, и т.д.

И такого рода ситуации (как и сложные ситуации нынешнего времени, о которых рассказывалось на первых страницах книги) необходимо решить, и решить так, чтобы такого рода решение имело твердый, определенный, гарантированный характер, было единственным и окончательным, да плюс к тому еще общеобязательным, обладало публичным авторитетом.

Стало быть, «правовая ситуация» – сложное жизненное обстоятельство, особый «поворот» в делах и событиях. Это и события, затрагивающие жизнь общества в целом (такие, как само вхождение данного сообщества в условия цивилизации, переход от одной эпохи к другой). Это и конкретные обстоятельства нашей жизни – столкновение интересов и страстей, казус, не поддающийся простому разрешению на основе одних лишь представлений о морали, принятых в данном круге людей обыкновений, словом – то, что уже в юридической сфере образует «дело». Как правило, это конфликт или положение во взаимоотношениях людей, грозящее конфликтом, с внешней стороны по большей части – спор, сшибка интересов, страстей, соперничество мнений и намерений. Причем в условиях цивилизации, когда волей и страстями людей начинают руководить жесткие индивидуальные интересы, особенно те, которые выражают императивы власти, собственности и идеологии, такого рода конфликтные ситуации становятся постоянно существующей средой. Выражением, по словам Иммануила Канта, «необщительной общительности», «постоянного антагонизма» и «раздора», которые проявляются в соперничестве, состязании, конкуренции и которые, нередко выплескиваясь в разрушительных проявлениях, в то же время имеют значение, как это ни поразительно, незаменимого стимула активности и энергии – основы общественного прогресса1.

1 Вот удивительные по точности и глубине проникновения в суть вещей слова философа: «Не будь этих, хотя и непривлекательных самих по себе свойств необщительности, порождающих сопротивление, на которые каждый неизбежно должен натолкнуться в своих корыстолюбивых притязаниях, живи люди (внимание! – С.А.), как аркадские пастухи в условиях полного согласия, довольства и взаимной любви, – все

Часть первая. Право – единое и разное

А так как подобные конфликтные ситуации, даже в самых положительных своих характеристиках, неотделимы от каких-то, реальных или потенциальных, свойств «раздора», «постоянного антагонизма», нет альтернативы тому, чтобы решение таких ситуаций имело твердый, определенный по всем позициям, окончательный, неизменный на «сейчас» и будущее и – что особо существенно – предельно надежный, гарантированный характер. То есть характер – правовой, освещенный и поддерживаемый авторитетом и силой самого мощного в обществе института – авторитетом и силой государственной власти (государства).

ЗНАЧИТ даже в отдельных фрагментах действительности, в ситуациях, предопределяющих необходимость сугубо юридического решения, уже можно разглядеть заложенную в нем потребность права, объективный «зов к праву» (что – обратим внимание на этот момент – выражает общую потребность права в данном обществе и в данном секторе социальной жизни), а отсюда – надобность тех правовых средств, без которых ситуация не может быть решена, останется неопределенной, конфликтной, таящей угрозу «взорваться» разрушительными, гибельными последствиями.

И вот под этим углом зрения, думается, есть основания для того, чтобы выделить в ситуации, нуждающейся в правовом решении, ее центральное звено – ее п р а в о в у ю с у т ь. Ибо потребность именно правового, юридического решения для данного случая, притом решения определенного характера (запретить, признать право и т.д.), уже как бы «разлито» в данной ситуации и является, можно предположить, первичной ступенью естественного права, напрямую отражающей его, естественного права, глубокие, истинно природные, даже социально-биологические предпосылки и плюс к тому – еще и первичные, спонтанные духовные представления, оценки и императивы о фактах и событиях настоящего времени.

таланты остались бы навсегда скрытыми в зародыше; люди, столь же кроткие, как овцы, которых они пасут, вряд ли сделали бы свое существование более достойным, чем жизнь их домашних животных…» И Кант восклицает в этой связи: «…да будет благословенна природа за неуживчивость, за завистливое соперничающее тщеславие, за ненасытную жажду обладать или же господствовать! Без них все превосходные человеческие задатки остались бы навсегда неразвитыми. Человек хочет согласия, но природа лучше знает, что хорошо для человеческого рода: она хочет раздора. Он хочет жить спокойно и в свое удовольствие, а природа хочет, чтобы он вышел из состояния нерадивости и бездеятельного довольства и окунулся в работу и трудности» (Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т. 1. М., 1994. С. 93).

Право на пороге нового тысячелетия

Очевидно, например, в упомянутом ранее деле Пиночета, при важности нашего понимания принципов государственного суверенитета, правовая суть ситуации в современных условиях сосредоточивается в гуманитарных началах, правовых требованиях, вытекающих из общезначимых прав человека. Но эти же требования в отношении событий в Югославии 1999 г. должны быть – как это следует из правовой сути данной ситуации – согласованы с требованиями, относящимися к принципам законности.

Надо полагать, что по данному кругу вопросов весьма глубокими, основательными являются суждения О. Шпенглера, считавшего, что в юридической области самое главное, глубинное, что может быть отнесено к праву, «подразумевается… само собой». По его словам, «самое существенное всякое право предполагает (здесь и дальше курсив мой. – С.А.), этого не оговаривая; право обращено к людям, а люди и помимо статутов внутренним образом понимают то, о чем нет нужды говорить, понимают именно в силу этого и прекрасно себе представляют, как им пользоваться». Вот почему, и это соответствует воззрениям автора этих строк, «всякое право есть по преимуществу обычное право…»1.

ИМЕННО ЖИЗНЕННыЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, которые могут быть названы «правовыми ситуациями», это и есть исходный пункт права. Именно с них, с этого «начала начал» в мире права в с е н а ч и н а е т с я (как, рискну не без натяжки сказать, с первородной точки мироздания накануне «большого взрыва»); и именно отсюда разворачивается вся сложная, многоуровневая и многослойная цепь правовых средств, механизмов и процедур.

В этой цепи одним из наиболее существенных моментов является ответ на такую альтернативу:

– отыскивается ли и определяется ли в данной жизненной ситуации содержащаяся в ней правовая суть, ее «правовой заряд» непосредственно в самом ходе решения ситуации (рассмотрения и разрешения дела) и сообразно этому устанавливаются необходимые правовые средства, или же

– такого рода «правовой заряд» уже заранее определен и закреплен в действующих юридических нормах (законах), и в практическом отношении задача заключается главным образом в том, чтобы определить,

1 Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т. 2. М.: Мысль, 1998. С. 85.

Часть первая. Право – единое и разное

соответствуют или нет данные фактические обстоятельства, призванные быть «фактическим составом» или «составом правонарушения», признакам, выраженным в юридических нормах, а отсюда – применить и привести в действие предусмотренные в них правовые средства? Уже сейчас, даже не затрагивая других вопросов, нетрудно заметить, что именно с указанной альтернативы «начинается» своеобразие двух главных, качественно контрастных правовых систем – глобальных по юридическим меркам порядков – общего, прецедентного права и права, выраженного в законе. Одного порядка, реализованного в национальных системах континентальной Европы (романское и германское право, право скандинавской правовой семьи, право России). И другого, нашедшего выражение в национальных правовых системах англо-американской группы (Англии, США, Канады, Австралии и др.). Помимо иных выводов, уже сейчас нужно сказать о том, что и в практической юриспруденции, в особенности при рассмотрении юридических дел в судах, главным с точки зрения правового идеала является проникновение в правовую суть данной ситуации, которую можно назвать «правовой» именно потому, что она требует строго юридического решения. Не менее сложные и, увы, частично вообще нерешаемые (прошу взять на заметку) задачи стоят перед законодателем, который при проектировании закона в идеале должен признаки и последствия возможных правовых ситуаций загодя определить и зафиксировать также и в отношении их характера и правовой сути. Тайны права и секреты деятельности правоведов во многом сопряжены с этим центральным

звеном первичной основы правового регулирования.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ № __1_,

количество вариантов___25_
Перечень учебных элементов содержания _ _Современное правопонимание, Конституционное право, Административное право, Гражданское право, Труовое право, Образовательное право.________________________

_________________________________________________________________

Условия выполнения практического задания _______________________

_-_решение правовых ситуаций

- время выполнения – 10-15 минут

- обосновать выводы, опираясь на теоретические положения

Вариант № __1_____
1. Теоретическое задание:

Понятие «право». Происхождение права. Право и другие социальные регуляторы.
2. Практическое задание:

Водитель автомобиля проехал на красный свет. Приведите один пример, когда за последствия данного правонарушения водитель будет нести ответственность по нормам административного права, и один пример, когда за последствия данного правонарушения водитель будет нести ответственность по нормам уголовного права.

А) Раскройте разницу в составе правонарушения, обусловившую изменение характера правонарушения.

Б) Кто и как будет определять вид ответственности в том и другом случае?

В) Какой вид юридической ответственности возможен в том и другом случае?
Вариант № __2____
1. Теоретическое задание:

Трудовой договор, порядок его заключения и расторжения. Рабочее время и время отдыха.
2. Практическое задание:

Составьте схему прохождения индивидуальной жалобы до того, как она попадет в Европейский суд по правам человека. Чем вы можете объяснить столь длинную дистанцию? Почему гражданин не может непосредственно обратиться в Европейский суд по правам человека?

Вариант № __3____
1. Теоретическое задание:

Правосудие в Российской Федерации. Конституционное судопроизводство.
2. Практическое задание:

Во время вооруженного конфликта между двумя государствами М. и С. армия государства М. вынуждена была оставить город Д. Во время отступления начальник госпиталя приказал провести эвакуацию раненых и больных, а госпиталь взорвать.

А) Какой приказ начальника госпиталя согласно нормам гуманитарного права является правонарушением?

Б) Обоснуйте свою точку зрения, исходя из основных принципов международного гуманитарного права.

В) Какое государство должно применить меры ответственности к правонарушителю?
Вариант № __4____
1. Теоретическое задание:

Виды гражданско-правовых договоров. Ответственность за несоблюдение договоров.

2. Практическое задание:

По заявлению соседей наряд милиции выехал на квартиру гражданина Л. В момент приезда наряда милиции в квартире находился знакомый гражданина Л., тогда как сам гражданин Л. отсутствовал. В ходе обыска, помимо наркотиков, был обнаружен пистолет и 5 тыс. фальшивых долларов. Протокол обыска был подписан гражданином Л. и понятыми. По данному факту было возбуждено уголовное дело, а через некоторое время гражданин Л. был задержан и результаты расследования были переданы в суд.

А) Какие процессуальные нарушения были допущены на стадии досудебного следствия?

Б) Признает ли суд результаты досудебного следствия? Какое решение может вынести суд?

В) Какие права есть у гражданина Л.?

Вариант № __5____
1. Теоретическое задание:

Имущественные и неимущественные права и способы их защиты.

2. Практическое задание:

Заполните таблицу: Стадии уголовного процесса

Вариант № __6___
1.Теоритическое задание:

Конституция в иерархии нормативных актов. Основы конституционного права в Российской Федерации.
2. Практическое задание:

Армия вошла на территорию противника. Усталые и голодные солдаты пошли по домам, забирая у сельчан продукты, сопротивляющихся арестовывали. Согласно нормам международного права данные действия недопустимы.

А) Опираясь на основные принципы международного гуманитарного права, обоснуйте причины, согласно которым данные действия являются правонарушением.

Б) Какая из воюющих сторон должна возложить ответственность на правонарушителей?

В) По нормам какого права понесут ответственность правонарушители?
Вариант № __7__
1.Теоретическое задание:

Понятие «государство». Формы государства. Право в системе государственного управления.

2. Практическое задание:

Заполните таблицу

Стадии Конституционного и Арбитражного процесса

А) Что общего? Чем объясняется данная общность?

Б) В чем различия? Каковы причины различий?

В) Сделайте вывод о связи задач процесса и его стадий.


Вариант № __8__
1.Теоретическое задание:

Понятие «отрасль права». Основные отрасли права в Российской Федерации.

2. Практическое задание:

Слово «ответственность» в нашей речи используется широко:

Ответственность за нарушение дисциплины труда;

Ответственность за нарушение данного слова;

Ответственность за нарушение правил рыбной ловли;

Ответственность за нарушение традиции охоты.
А) В приведенных примерах определите тот (те), в котором речь идет о правонарушении.

Б) Обоснуйте сделанный вами выбор.

В) Определите вид выделенных вами правонарушений и вид юридической ответственности.

Вариант № __9__
1.Теоретическое задание:

Защита трудовых прав. Правовые основы социальной защиты и обеспечения.
2. Практическое задание:

Познакомьтесь с юридическими нормами:

Статья 7.8. Самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта либо земельного участка водоохранного объекта влечет наложение штрафа на граждан в размере от пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 658. 1. Договор аренды предприятия подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. 2. Несоблюдение формы договора аренды предприятия влечет его недействительность.

А) Определите источник права, в котором представлены данные юридические нормы.

Б) Назовите критерии, по которым вы определили источник права, содержащий данные юридические нормы.

В) Назовите участников правоотношения в том и другом случае.
Вариант № __10__
1.Теоретическое задание:

Правосудие в Российской Федерации: гражданское судопроизводство.
2. Практическое задание:

Что первично: правовая норма или социальное явление? Теоретически обоснуйте свою точку зрения и приведите примеры, подтверждающие приведенное вами теоретическое обоснование.
Вариант № __11__
1.Теоретическое задание:

Понятие «правоотношение». Субъекты, объекты и содержание правоотношения. Юридические факты.
2. Практическое задание:

Зная об увлечении племянника коллекционированием предметов крестьянского быта, гражданка Л. подарила ему старинную прялку, принадлежавшую ранее ее свекрови. Заехав как-то к племяннику в гости, гражданка Л. обнаружила, что подаренная ею вещь находится в сарае, крыша которого протекает. Гражданка Л. решила отнять у племянника подаренную вещь.

А) На каком основании она может это осуществить?

Б) Раскройте последовательность ее действий.

В) Нормы какого кодекса регулируют данные правоотношения?

Г) Объясните, почему вы считаете, что данное правоотношение регулируется нормами именно этого кодекса.
Вариант № __12__
1.Теоретическое задание:

Правонарушение: понятие и виды правонарушений.

2. Практическое задание:

Пятнадцатилетний школьник решил заработать денег на покупку компьютера. С этой целью он обратился к соседу, владельцу сети магазинов, торгующих винноводочными изделиями. Сосед принял школьника на работу на должность грузчика, а чтобы он мог совмещать учебу с работой, предложил ему следующий график: ночь работать – две отдыхать, начало работы в 20 ч, окончание в 8 ч.
А) Какие действия владельца сети магазинов являются правонарушением? Почему?

Б) По нормам какого кодекса он будет нести ответственность?

Вариант № __13__
1.Теоретическое задание:

Трудовые споры и порядок их рассмотрения. Защита трудовых прав.

2. Практическое задание:

Вы решили устроиться на работу:
А) Какие документы вы должны предъявить работодателю?

Б) С какими документами вы должны быть ознакомлены работодателем?

В) Какие документы вам придется подписать?

Г) На что вы должны обратить внимание при подписании документов?

Д) Какие пункты, не предусмотренные Трудовым кодексом РФ, могут присутствовать в трудовом договоре? Что не может быть вписано в трудовой договор?

Вариант № __14__

1. Теоретическое задание:

Право и личность. Правомерное поведение.
2. Практическое задание:

Прочитайте текст и найдите ошибочное утверждение. Сформулируйте правильное утверждение. Обоснуйте, почему вы считаете, что данное утверждение ошибочно, а ваша формулировка является правильной. «Юридическая ответственность – это применение к виновному мер государственного принуждения за совершенное правонарушение. Сюда включается применение мер уголовного наказания за совершенное преступление, назначение штрафа за административный проступок. Вместе с тем возмещение убытков по суду за причиненный вред одним гражданином другому видом юридической ответственности не является, поскольку в данном случае речь идет о взаимоотношении частных лиц».

Вариант № __15__

1.Торетическое задание:

Понятие «гражданство». Гражданство в Российской Федерации. Приобретение гражданства.
2. Практическое задание:

Проанализируйте приведенные схемы.
А) Какая из приведенных схем является правильной?

Б) Обоснуйте свою точку зрения, раскрыв все элементы приведенных схем.

Вариант № __16__
1.Теоретическое задание:

Система конституционных прав и свобод. Связь прав и обязанностей. Способы защиты прав и свобод человека.

2. Практическое задание:

Чем в праве различаются понятия «проступок» и «поступок». Приведите примеры проступка и поступка. Какие юридические последствия влекут поступки и проступки?

Вариант № __17__
1.Теоретическое задание:

Административные правоотношения: субъекты и объекты. Основания и виды административной ответственности.
2. Практическое задание:

Приведите примеры гражданских, семейных и административных правоотношений. Какие признаки этих видов правоотношений положены в основу приведенных вами примеров? Какие существуют юридические способы разрешения противоречий, возникающих в данных правоотношениях?
Вариант № __18_
1.Теоретическое задание:

Понятие преступления и наказания. Действие уголовного закона и виды уголовной ответственности.

2. Практическое задание:

Став инвалидом, гражданка Ф. получала очень маленькую пенсию, поскольку в течение 12 лет замужества нигде не работала. Нуждаясь в средствах для существования, гражданка Ф. подала иск в суд на взыскание алиментов с бывшего супруга, который расторгнул брак после того, как она стала инвалидом. Статьи какого кодекса станут основанием для рассмотрения дела в суде? Назовите участников правоотношения при рассмотрении дела в суде. Как суд решит проблему гражданки Ф.? Почему?

Вариант № __19_
1.Теоретическое задание:

Образовательное право: предмет, задачи, функции.
2. Практическое задание:

Проанализируйте два высказывания:

«Одна из важных сторон правовой организации прямого государственного воздействия, имеющая существенное самостоятельное значение, заключается в том, что при помощи обширной группы правовых средств создается своего рода стена, ограждающая общество от нежелательного поведения. Чтобы создать такую стену, используется система «юридические обязанности – ответственность».

«Важной стороной государственного воздействия на граждан является создание обширной группы правовых средств, защищающих государство от враждебных ему элементов, деятельность которых направлена на изменение существующей системы власти. Для достижения данной цели используется система «юридические обязанности – ответственность».

А) На защиту чего направлено право, по мнению авторов первого и второго высказываний?

Б) Что произойдет с правами человека в первом и во втором случае?

В) Идеологию какой системы права защищают авторы первого и второго высказываний?
Вариант № __20_
1.Теоретическое задание:

Понятие «правоохранительные органы». Правоохранительные органы Российской Федерации: виды, функции, полномочия.

2. Практическое задание:

В городе Н. произошло дорожно-транспортное происшествие (ДТП), в результате которого столкнулись автомашины «Жигули» и «Волга». Каждый из участников доказывал, что он ехал на зеленый свет светофора, тогда как другая сторона нарушила правила дорожного движения, пытаясь проехать перекресток на красный сигнал светофора.
А) Сформулируйте проблему, приведшую к возникновению правоотношения.

Б) Назовите участников данного правоотношения.

В) Как и по нормам какого кодекса будет разрешаться противоречие между участниками данного правоотношения?

Г) Каков будет состав участников при разрешении правоотношения?

Д) Какую ответственность будет нести виновник ДТП?

Вариант № __21_
1. Теоретическое задание:

Правосудие в Российской Федерации: арбитражное судопроизводство.

2. Практическое задание:

Постройте схему, используя приведенные понятия: действия, юридические поступки, юридические факты, события, проступки, юридические поступки, правомерные действия, преступления, неправомерные действия. Обоснуйте построенную вами схему.
Вариант № __22_
1.Теоретическое задание:

Правосудие в Российской Федерации: уголовное судопроизводство.

2. Практическое задание:

Озаглавьте схему; б) найдите ошибку в схеме; в) объясните, почему вы считаете, что найденная вами ошибка является ошибкой; г) начертите правильную схему и обоснуйте свой ответ.

Вариант № __23_
1.Теоретическое задание:

Субъекты административных правоотношений; виды административной ответственности; участники производства по делам об административных правонарушениях.

2.Практическое задание:

Раскройте причины, согласно которым использование прав гражданами является делом добровольным, тогда как использование прав государственными органами является их обязанностью.

Вариант № __24_
1. Теоретическое задание:

Производство по делам об административной ответственности. Органы и способы рассмотрения административных споров.

2. Практическое задание:

Теория права утверждает, что «субъективные права и юридические обязанности находятся в тесной взаимозависимости, взаимосвязи, обусловлены друг другом».
А) Объясните, почему в теории права говорится о субъективных правах и юридических обязанностях.

Б) Могут ли быть юридические права и субъективные обязанности?

В) Докажите на примерах взаимозависимость, взаимосвязь и обусловленность субъективных прав и юридических обязанностей.
Вариант № __25_
1.Теоретическое задание:

Гражданское право: предмет и принципы, гражданские права и обязанности.
2. Практическое задание:

Напишите памятку-совет для молодого человека желающего заключить:

Бессрочный трудовой договор;

Срочный трудовой договор.
А) Чем будут отличаться эти памятки? Почему?

Б) На какие пункты договора вы посоветуете обратить особое внимание?

В) При каких условиях договор нельзя подписывать?

КочневаТатьяна Владимировна

Увельский муниципальный район

Гражданское и трудовое право.

Правовые ситуации.

Первый вариант

1. Сергей Острецов заказал в обувном ателье ботинки с заостренными мысками, специально оговорив это условие в заключенном с ателье договоре. По прошествии определенного договором времени мастер вручил ему готовые ботинки прекрасного качества, однако их мыски были тупее, чем заказывал Сергей. На этом основании Сергей отказался брать ботинки. Мастер пригрозил ему судебной ответственностью за невыполнение условий договора (отказ уплатить деньги за качественно выполненную вещь). Прав ли мастер? Ответ обоснуйте.

2. Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «правовой статус гражданина». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию:

Гражданские права, дееспособность, правоспособность, эмансипация, квалификация, гражданские обязанности.

3 . Никодимов заказал в частной фирме новые окна, которые должны быть установлены в течение трех дней. Однако фирма, приняв заказ, нарушила срок его выполнения. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации? Приведите два аргумента, подтверждающие ваш ответ.

1) в милицию; 2) в суд; 3) к нотариусу; 4) в налоговую инспекцию.

4. 15-летний Сергей получил гонорар за использование своего произведения и решил положить свои деньги в банк. Но сотрудник банка заявил, что несовершеннолетние в этом возрасте не вправе вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. Разрешите ситуацию с правовой точки зрения.

5. Ольга Ивановна потеряла принадлежащую ей дорогую сумку. Эта сумка была приобретена Галиной на вещевом рынке. Можно ли в данном случае ставить вопрос о возврате сумки Ольге Ивановне?

6. В 16 лет Игорь остался без родителей, имущество которых перешло к нему по наследству. Его попечителем стала бабушка. Игорь дружил с семьей своего одноклассника. Однажды он подарил отцу своего друга ко дню рождения собрание сочинений известного писателя. Тот не хотел принимать такой ценный подарок, но Игорь настоял на своем, говоря, что книги теперь принадлежат ему и он имеет право распоряжаться ими по своему усмотрению. Однако вскоре бабушка Игоря потребовала вернуть книги, посчитав, что они будут нужны внуку для занятий по литературе. Должны ли быть возвращены книги по закону? И почему?

7.

8. Подскажите, как следует вести себя Иванову Алексею, которому исполнился 21 год, при приеме на работу во время собеседования.

9. Кузнецов Николай заключил контракт с директором фирмы сроком на один год. Но через месяц нашел себе новое место работы. Подав заявление об уходе за две недели, он был удивлен тем, что директор не отпускает его. Разгорелся конфликт. Николай пояснил, что он не крепостной и соблюдает все нормы трудового права. Как регулировать конфликт?

Второй вариант

1 . После смерти Куприянова за оформлением наследственных прав обратились: его жена, сын и дочь, родители и брат-инвалид третьей группы, проживавший совместно с семьей Куприянова, а также сын Куприянова от первого брака, усыновленный его отчимом с согласия Куприянова-отца. Кто из этих лиц имеет право на наследство?

2. Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «право собственности». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию:

Гражданские права, владение, гражданские обязанности, распоряжение, трудоспособность, пользование.

3. Гражданин Перегудов дал в долг своему знакомому крупную сумму денег для покупки загородного дома, нотариально заверив акт передачи денег в долг и саму сумму долга. В указанный срок долг ему не был возвращен. Куда следует обратиться гражданину Перегудову, чтобы добиться возвращения долга?

4. Группа подростков продает женские украшения из золота. Можно ли признать лицо, купившее эти украшения у подростков, добросовестным приобретателем?

5. На земельном участке, принадлежащем Петру Ивановичу на праве собственности, стоит его гараж. Соседний с ним участок занимает семья Борисовых. Борисовы строят на своем участке новый дом, а все строительные материалы (песок, кирпич, доски) сгружают и складывают рядом с гаражом Петра Ивановича. В результате Петр Иванович не может пользоваться своим гаражом, так как из-за груды стройматериалов подъехать к гаражу невозможно. С каким иском может обратиться в суд Петр Иванович?

6. У гражданина Давыдова из квартиры были похищены вещи: видеомагнитофон, телевизор, шуба жены и кожаный плащ хозяина. Через месяц, придя в гости к своим знакомым, он узнал в вещи, купленной хозяевами на рынке, украденный у него видеомагнитофон по характерному пятну на тыльной стороне (от кисточки). Выслушав объяснения друзей, он обратился в суд. Какое решение должен вынести суд и на каком основании?

7. Студентка Гаврилова возвращалась из Москвы в Саратов. В Москве она провела зимние каникулы и сделала различные покупки. Купила и цигейковую шубу. Недалеко от Саратова, на станции Аткарск, где поезд стоял 15 минут, студентка вышла из вагона для встречи с подругой. Перед тем, как выйти из купе, она вручила шубу соседке с просьбой покараулить. Заболтавшись с подругой, Гаврилова отстала от поезда. Когда следующим поездом она приехала в Саратов, милиция вручила ей все вещи, кроме шубы… Через два месяца Гаврилова опознала свою шубу на незнакомой женщине, которая заявила в суде, что купила шубу на рынке. Сомневаться в правдивости ее слов у суда не было оснований. Какое решение должен вынести суд: вернуть или не вернуть шубу студентке Гавриловой? Почему?

8. Подскажите, как следует вести себя Иванову Алексею, которому исполнился 21 год, при преме на работу во время собеседования.

9. Михайлов Виктор заболел, взяв на неделю больничный лист. Но работодатель возмутился: выполнять работу оказалось некому. Пришлось пригласить Сидорчука Ивана, который встал на место прежнего работника. Возвратившись после болезни, Виктор узнал, что он уволен по производственной необходимости. Теперь его рабочее место занято. Прав ли был работодатель?