О смысле поговорки «простота хуже воровства. "простота хуже воровства" - смысл, происхождение и толкование фразы, ставшей крылатым выражением Почему простота хуже воровства

Многие из нас слышали такую фразу: "Простота хуже воровства". Смысл этого изречения немногим понятен, хотя на самом деле всё очень просто.

Значение слова "простота"

Вы знаете, что такое простота? У этого слова есть несколько значений, принципиально отличающихся друг от друга по смыслу. Интересно ещё одно: простота может быть как человека, так и отрицательным. Здесь всё очень индивидуально. Недаром же говорят: Но это не всегда так.

На самом деле временами простота хуже воровства. Смысл здесь не нужно искать где-то глубоко - всё элементарно. Простак - это тот человек, который не осознает свои жизненные интересы, принципы, ценности - их нет. Он прост не в том плане, что его можно легко понять, он без лишних сложностей идёт на контакт, быстро находит общий язык с остальными людьми. Это совершенно другая простота, расценивающаяся как положительное качество. Простаки, о которых говорилось выше, смотрят на все вещи слишком упрощенно. Взять чужое - и что? Оскорбить кого-то - разве это Некорректно выразиться - что в этом такого страшного? И это лишь цветочки. Вот такая простота хуже воровства. Смысл здесь именно такой.

Толкование выражения

Стоит более подробно поговорить о том, почему простота хуже воровства. Вообще, когда можно произносить эту фразу? В каких случаях она будет уместна? Обычно так высказываются в адрес того человека, чье простодушие приносит окружающим только неприятности и ущерб. Грубо говоря, когда это его качество наносит вред остальным.

Другие же толкуют это выражение следующим образом: если человек украл что-то у кого-либо - это единичный случай, а вот простота отражается на всей его жизни. И ладно, если бы только на его. Простота ещё касается и жизней людей, окружающих самого простака.

Суть - в сравнении

Итак, почему пословица считает, что простота хуже воровства, - это ясно. Однако теперь стоит разобраться в том, почему же именно с кражей идет сравнение. Ведь есть масса и других преступлений - хулиганство, мошенничество, более страшные поступки... Но выбрано именно воровство. И этому есть определенное объяснение.

Все знают, что воровство - не самое лучшее, что может быть. Но в нем, как и в любом другом неприятном поступке, есть две стороны. Ведь, как говорится, у каждой палки имеется два конца. Точно так же и в случае с простотой. А точнее, в случае с поступками, совершаемыми простаком. Но как реагировать на то, что он сделал, если всему этому мы сами даём определение "простота"? Дело в том, что, оправдывая человека таким образом, мы обезоруживаем сами себя и лишаем возможности приобрести опыт в общении с подобными личностями. Якобы, это он по своей простоте оступился. Иначе говоря, мы снимаем с другого человека ответственность за то, что он сделал. Так получается, что простота - хуже воровства. Смысл в том, что второе карается законом, а первое можно "понять и простить". Хотя даже в этом случае можно сказать, что человек кое-что всё-таки украл. Он просто забрал опыт, который можно было приобрести в общении с ним.

Сколько людей, столько и мнений

Исходя из всего вышесказанного, можно заявить, что действительно простота хуже воровства. Что значит эта фраза, тоже ясно, однако сколько людей, столько и мнений. Некоторые, например, так не считают. Другие же несколько иначе толкуют которое ранее активно использовалось такими известными литературными деятелями, как Даль, Михельсон, Соболев, Салтыков-Щедрин и другие, а на сегодняшний день употребляется в повседневной речи.

Но в целом простота в данном контексте - это качество, которое обезоруживает своей искренней наглостью. Простаки часто используют "оправдывающую" фразу: "А что в этом такого?" Люди, которые страдают от поступков простака, даже не имеют возможности предъявить ему какие-либо претензии. К слову, интересно то, что в прошлые времена слово "простой" было оскорблением, синонимом к таким словам, как "недоразвитый", "тупой", "глупец" и так далее. И действительно, последствия, которые появлялись из-за поступков таких людей, были намного более тяжелыми и серьезными, чем кража. Да и исправлять их приходилось самим.

Фраза "Простота хуже воровства" появилась много лет тому назад и с тех пор считается крылатой.


Простота, которая почему-то хуже воровства – это такой вид наивности, который не приносит радости и не вызывает приязни. Бывает же наивность – чистая и искренняя, приносящая беззаботность, легкость. А другая наивность – от нежелания думать, хотя казалось бы - все возможности для этого есть…

Почему говорят, что простота хуже воровства?

Сознательное воровство неуловимо восходит к язычеству и своего рода культу силы. Кто сильный – тот, мол, и прав. И когда обворовали, но по-хитрому, приложив недюжинные умения, несмотря на очевидный ущерб, где-то в фоне есть и восхищение . “Это ж надо, так придумал – что даже меня вокруг пальца обвел!” Восхищение к сильному, пусть и преступившему некоторые общечеловеческие законы – есть.

А вот восхищение к иному простому человеку, который просто делит на “черное” и “белое”, своих и чужих, правильно и неправильно, который упорно гнет свою линию, отбрасывая любые аргументы, причем не из хитроумности, а от собственного невежества и только – штука невероятная. В смысле, не существует. Порой сталкиваясь с такой безапелляционной, безмятежной и тупой простотой, я испытываю что-то среднее между раздражением и брезгливостью. Действительно, иная простота хуже воровства…

В технике упрощение – хорошо. В дизайне упрощение – хорошо. А полное упрощение – это механизм, который рано или поздно (на очередном витке упрощаторства) возьмет, да и откажет.

Недаром в науках появляются “физико-химии”, “химико-биологические” направления. На стыке наук. Чтоб, значит, только в своем соку не вариться. Усложнять себе жизнь:)

Или вот взять мою любимую психотерапию. В этом деле больше половины клиентов приходит за упрощением – “Мне в жизни сложно, дай-ка ты мне, терапевт, волшебную пилюлю / хороший совет / мощного пенделя / четкую схему, что происходит / карту местности, и чтоб клад был обозначен крестиком”. И удивляются, когда встреча за встречей терапевт не то что не упрощает, а и усложняет жизнь.

Сталбыть, в жизнь появляется объем.

  • Сначала полз по одной координате.
  • Потом – уже в двухмерном пространстве.
  • В трехмерном.

Степеней свободы все больше, как и ответственности за то, куда и как и с каким темпом направляешься.

Три вида “простоты, которая хуже воровства”

1. Мне кажется очевидным, что самая главная “координата”, определяющая простоту, которая хуже воровства, такую нелепую, самоповреждающую, вредящую владельцу наивность – это разделение всего надвое.

Еще не разобрался, кто с чем пришел, кто чего хотел,

а уже “знает”, кто прав, кто виноват.

Скорый на выводы – скор и на расправу.

Неумение выдерживать “И люблю, И ненавижу”, “И хочу, И испытываю отвращение”, “И тянусь к человеку, И торможу, чтоб не “влететь” в отношения – приводит к быстрым выводам. Instant coffee. Вроде и пахнет кофе, но продукт… так себе, своеобразный.

2. Второй момент – ригидность, в смысле – “стабильность любой ценой”. Насаждение своих ценностей. “Только так, и не иначе”. Простота такого рода заставляет упускать невероятное – ценой “гарантированной пшенной каши до конца дней”. Что-то важное такой человек не замечает, потому что “надо делать то-то”.

К сожалению, книжку про ригидность я прочла, и в курсе, как это работает. А работает довольно печально.

Не имея внутреннего “стержня”, собственного (всем своим существом) ощущаемого “цензора”, человек выдумывает цензоров внешних. Родителей (в виде начальства, государства, свода правил, законов, милиции). Соблюдает, такскть, и других стращает.

Уж лучше б обворовал, чем так обрубать, как поленце, каждого подходящего. Папа УКарло, блин.

3. Еще нюанс – недоверие. “Откуда такое недоверие, гражданин начальник?” – вопрошал интеллигент Голый голосом Гоблина. В самом деле, вместо того чтобы доверять – это мне сейчас кажется хорошим, важным, такой “простак” не ценит момент. А чего его ценить, в самом деле. Глубины момента, такскть, нету. Зато есть (см. п.2) нормы и правила. Вот к ним и обратимся – при всяком удобном случае.

Что-то печальная у меня картинка вышла, Простака Простофилевича, и немного злобная. Не планировала я, не хотела… А все же именно такие чувства – печали невстречи и раздражения, как от колючего шерстяного свитера – я и испытываю, сталкиваясь с простыми, обесценивающими, меряющими все своей линейкой (у кого, мол, больше? чего достиг?), но по сути – пресными людьми. Я люблю яркие цвета и нежные цвета, и свинцовый серый, и насыщенный лиловый, я люблю пряности и всякости, от маринованного чеснока до бельгийского шоколада. Я люблю запахи… а когда их нет – то очень страшно провалиться в этот вязкий вакуум…

Так ли это? Что хотел сказать народ сим изречением? Вот какой наивный вопрос множество раз возникает. Почему возникает - другой вопрос. Думаю, что каждый, у кого что-то когда-то украли, кто видит миллионы примеров воровства, и среди "простых людей", и среди государственных, и в ученой среде, иной раз задавался разными вариациями вопросов на воровскую тему.

Воров на свете много.
На каком свете?
Да на русском!
В арабском мире воров ждут суровые меры взыскания. У нас же воровство в почете…

В блогосфере вопрос простоты, что хуже воровства, давно и обстоятельно размазан по полочкам. Есть Словарь поговорок и пословиц. Там цитаты из знаменитых писателей. Читаем из него:

"ПРОСТОТА ХУЖЕ ВОРОВСТВА".

Говорится неодобрительно о том, чьи простодушие, доверчивость, наивность приносят ущерб и неприятности. Землю-то он [немец] сперва пальцем поковыряет да на языке попробует, каков у ней скус. А мы до этого не дошли... Просты. Час от часу не легче. То слабы, то есть пьяны, то просты, то есть... Мы просты! Мы, у которых сложилась даже пословица: <простота хуже воровства>.
Салтыков-Щедрин, "Благонамеренные речи".

Ежели дуракам волю дать, так они умных со свету сживут.
Салтыков-Щедрин. "Сказки. Карась идеалист".

Вот то-то и лиха беда, что прост ты,- пилила старуха,- а другой раз наша-то простота хуже воровства... Поучил бы жену хоть для примеру. Все-таки острастка. Мамин-Сибиряк, "Братья Гордеевы".

Согласился Христос с Никитой: верно, говорит, ошибся я по простоте моей.. У вас, говорит, на земле все так запуталось, что разобрать ничего невозможно и, пожалуй, верно вы говорите. Сатане в руку, что доброта да простота хуже воровства.
М. Горький, "Жизнь Клима Самгина".

Что у меня получится, и не знаю, больно прямая я, мамаша.
- Прямота - это партийному работнику как раз в пору. Батя твой говорит: «От чистого сердца чисто очи зрят... А вот простовата ты бываешь - это плохо. Про это у отца твоего другая поговорка, тоже подходящая: «Простота хуже воровства?.
Б. Полевой, "Глубокий тыл".

Это в городе порченый народ, а здесь у вас - простота.
- Это...- ответил хозяин и усиленно замигал глазами. Кузьма, слушавший на крыльце, усмехнулся и проговорил: - Как говорите: простота? Хуже воровства живет!
Гарин-Михайловский, "Мои скитания".

Вот из-за этого мы, дураки, и страдаем. И все по своей простоте, а простота - она хуже воровства. Ты к нему всей душой, как родного принимаешь, а он к тебе с камнем за пазухой.
И. Лазутин, "Сержант милиции".

* * *
Есть суждение, что данная пословица (или поговорка "простота хуже воровства") сложилась в ту пору, когда в русском языке вором называли не человека, который что-то украл, а противника государственной власти, изменника родине.

А вообще – занятно почитать нынешние суждения народные насчет поговорки, благо блогосфера располагает к занятию. Отметим, например, Оду простоте (так можно назвать сочинение Ларисы Афонченко
О простоте очень хитро говорят столпы Русской Православной Церкви (смотри "Иоанн – душевный лекарь" - http://www.ioann.ru/?id=504&partid=7. Например:

Простой сердцем человек никого не обидит, никому не станет поперек дороги, никого не осудит, никому не позавидует. Кто прост сердцем, тот, далее, способен на большие труды, самые низкие и тяжелые; тот не взыскателен к пище и одежде, тот не требует и не ищет каких-либо удобств жизни. И это понятно почему. Простота держит сердце человека в постоянном укорении и сознании своего недостоинства... В сердце простых обитает Дух Святый, Который обвеселяет их сердце, уничтожает в них всякий дух уныния и пожигает в них плотские страсти, так что можно сказать: простые сердцем вместе с тем бывают и чистые сердцем.
................ Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский (1874-1937).

Надобно стяжать сердце в духовном смысле чистое и нежное, смиренное, мягкое, которое легко чувствовало бы ядовитость каждого греха, которое болело бы от всего, что противно Святейшему Господу, и своею болью извлекало слезы, очищающие скверны сердечные; надобно приучить его к искренности и искренней любви ко всем людям, и в частности к сострадательной любви к бедным и несчастным. Простота, искренность сердца любезны Богу. Апостолы избраны были не из премудрых и разумных людей века сего, потому что они лукавы, а из младенцев, то есть из людей, которые по своим понятиям, простоте и неиспорченности подобны младенцам.
................ Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

Ну а что воровство?

Воровство в старину означало всякое преступное действие: поджог, притоносодержательство, подлог, преступления государственные и проч. Иногда законодатель, не означая точно рода преступлений, выражением "затеет какое воровское дело" указывает вообще на преступное действие. В этом широком значении термин "воровство" употребляется в Уложении царя Алексея Михайловича, подобно тому как в Русской правде родовое понятие для всех правонарушений была обида, воровство же, как тайное похищение чужого имущества, в Уложении называется татьбой, редко кражей. Воинские артикулы употребляют уже термин "воровство" в смысле кражи, хотя иногда они разумеют под воровством и всякое вообще преступное действие. Но в XVIII в. термин воровство и слова от него производные (воровской набег; письмо сочинено воровски) продолжают употребляться в прежнем широком значении. Попытку выработать точную терминологию сделал указ 3 апреля 1781 г. "О суде и наказании за воровство разных родов и о заведении рабочих домов", который ввел сложные термины: воровство-грабеж, воровство-кража, воровство-мошенничество, соответствующие трем отдельным преступлениям. После указа 1781 г. термин В. стал употребляться не только как понятие родовое, обнимающее различные виды похищения чужого имущества, но и в смысле видового, равнозначащего краже. Свод Законов усвоил терминологию указа 1781 г.; разбой же, хотя и отнесен в Своде к преступлениям против прав на имущество, но не обозначается термином "воровство"; кроме того, Свод Законов, следуя законодательству XVIII в., рассматривает как воровство-кражу и утайку вверенного, и утайку найденного, и растрату казенного имущества, и проч. Уложение 1845 г. сохранило только два сложных термина, установив четыре вида похищения чужого имущества: разбой, грабеж, воровство-кража и воровство-мошенничество. В изданиях Уложения 1866 и 1885 гг. сложные термины совершенно исключены и под похищение чужого имущества подведены: разбой, грабеж, кража и мошенничество, но в ст. 1645 сохранился термин "воровство".

Если спросить себя, что такое воровство? Взглянув на вопрос шире, мы увидим: все очень просто - воровство есть лишь всего-навсего смена собственника. А смена собственника - это бесконечные войны, которые сопровождали человечество на протяжении всей его истории. Войны люди вели подавляющей большей части за смену собственника. Греция, Рим - эти страны расширяли свои территории, захватывали пленных, превращая их в рабов - разве это не воровство, если мы говорим о смене собственника?

То-есть, воровство изначально присуще человеку... И перед нами разверзается бездна. Морально-этическая бездна, проблема, которая не решена и не решается. ГРЕХ! Вот почему мы грешники. А если идти дальше, то так мы дойдем и до животных.

Человек станет человеком только тогда, когда освободится от животного инстинкта красть, отнимать что-то у ближнего...

Тут мы и приходим к взглядам старинного немецкого философа Карла Генриха Маркса, который глубоко рассмотрел вопросы собственности и представил себе один из возможных вариантов дальнейшего развития человечества, но добавить что-либо к его рассуждениям мы пока что не в силах.

Вчера поняла настоящий смысл этой пословицы, хотя применяла ее не один раз, но на своей шкуре прочувствовала только сейчас.

Мы с мужем уехали в Англию, я в сентябре, муж ко мне присоединился в ноябре, дома осталась доченька 18 лет - она доучивалась в школе, последний год, экзамены. Мы обжились, быстро стало ясно, что возвращаться в Латвии мы не будем пока есть возможность нормально жить в Англии, осенью будем просить вид на жительство, чтобы закрепиться там по настоящему. Стал вопрос, что делать с домом - в августе доча приедет к нам учиться и дом останется пустой. Взвесив все за и против решили искать квартирантов и через интернет нашли. Сейчас я в Латвии - прилетела к доче на выпускной, заключила договор с квартирантами, переделала кучу мелочей, которые скопились за мое отсуствие. Теперь зачищаю дом - выбрасываю все, что было жаль выбросить, а деть некуда.

Свекрови сказала чтобы посмотрела может ей что надо, чтобы она взяла (она живет в другом районе города, иногда в гости заходит, в наше отсуствие за дочкой приглядывает). Да она говорит, мол, не надо ничего, она никуда не ходит, одежды ей хватает, посуды тоже, ну и т, д. Только вот взяла тут у тебя следочки-носочки всякие. Ну и молодец говорю, значит все что осталось я выкину.

Вчера стала собираться на выпускной - не могу найти золотое колечко! Я не ценитель ювелирки, есть одно единственное колечко золотое - муж дарил на годовщину свадьбы и я его по великим выходам надевала. Тут мне дочь говорит - а его бабушка забрала, ты ведь сама сказала, что можно забрать все что нужно! Да, это мои слова, но я не думала, что они коснуться шкатулочки с моим "золотым запасом"!

Я разбубнилась, дочь быстренько позвонила бабушке - сообщила, что мать лютует. Нет, ну ладно их у меня бы там десяток хранился, Но ведь ОДНО КОЛЕЧКО!!! Возмущение из меня так и булькало.

Приходим на выпускной, бабушка приносит колечко, отдает со словами -"Оно мне было велико, я его разрезала и сделала на свой пальчик!" У меня от обиды в глазах потемнело. Отдала его обратно - мне оно уже не надо. Бабушка наша распереживалась - новое куплю, денег дам - сама купишь какое хочешь. Не надо - говорю.

Домой пришла, пол часа мужу по скайпу рыдала и успокоиться не могла.

Сегодня опять бабушка звонит - "Какой размер, я тебе кольцо насмотрела, буду покупать" Чуть уговорила, что не надо, да и тем более денег нет, я ей по возможности из Англии пересылаю, вот и сейчас привезла 100 фунтов, а она теперь их на кольцо пустит.

Как могла объяснила, что не в кольце и в деньгах дело, а в том, что это была дорогая мне вещь. Слышу, она в трубку плачет - ну не со зла она это сделала! Я понимаю, но так обидно!!! Просто душа болит.

Свекровь моя - золотая, замечательная женщина, но вот это простота...

Вначале отметим, что слово «простота», как и производные от него слова, имеет различные значения. Так, например, . По отношению же к человеку, это слово уже означает относительную простоту природы его души по сравнению с его сложным телом. В отношении группы людей, данное слово может означать, например, обычных людей, не занимающих высокие государственные посты. Поэтому, здесь важно знать, в каком именно контексте использовано данное слово. Вообще, слово «простота» может толковаться и как «глупость, скудоумие, наивность, наивный человек» (Толковый словарь русского яз. под ред. Д. Н. Ушакова).

Смысл поговорки «Простота хуже воровства» означает следующее: Здесь «говорится неодобрительно о том, чьи простодушие, доверчивость, наивность приносят ущерб, неприятности» (Словарь пословиц и поговорок). Действительно, если человек, например, ворует и при этом понимает, что совершает плохой поступок, то это создает уже реальные предпосылки к его раскаянию. Если же человек, в силу своей наивности, чрезмерной (необдуманной) доверчивости, нерадивости, самонадеянности, незнания (при сохранении дееспособности) не сознает или не хочет сознавать отрицательной нравственной оценки или окраски совершаемого им неправедного поступка, то это хуже, чем осознанное воровство. Поскольку, именно в силу своей осознанности последнее имеет реальные шансы на искоренение, в отличие от «простоты», обусловленной указанными выше факторами. Аналогично этому и «“святая” простота» может быть хуже по своим последствиям, чем откровенное воровство, поскольку в силу своей совсем несвятой наивности и незнания может принести весьма горькие плоды, в том числе, например, социального характера. А ведь, как известно, наивность и незнание не освобождает от ответственности.

При этом отличить простоту, которая «хуже воровства» от святой (без кавычек) простоты (т. е. от прямоты, цельности, готовности идти за Богом и к Богу, невзирая на лукавые приманки дьявола) или простоты сердца (т. е. сердца нелукавого) можно по следующим признакам. Простота сердца - это чистосердечие (чистота сердца - П.Д.), искренность. Именно так толкует прот. Г. Дьяченко эти слова в (Деян. 2: 45-47): «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и ПРОСТОТЕ СЕРДЦА (выделено - П.Д.), хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (см. Полный Церковно-Славянский словарь). Отметим, что Сам Господь Иисус Христос говорил: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8).